Информационная справка от 16 декабря
16.12.2009 состоялось заседание учебно-методического совета НГПУ.
В повестку дня вошли следующие вопросы:
- Обмен опытом работы УМС ИФМИП, ИМПиСР, ИФМИЭО по методическому сопровождению организации бакалавриата (Зайдман И. Н., Дейч Б. А., Кузьмичев А. И.).
- Обсуждение поправок к СТО ВКР, СТО КР (проект) (начальник отдела менеджмента качества – И. В. Барматина).
- Разное.
В работе УМС приняли участие представители всех институтов/факультетов.
СЛУШАЛИ: Зайдман И. Н., Дейча Б. А., Кузьмичева А. И. по обмену опытом работы по методическому сопровождению организации бакалавриата в ИФМИП, ИМПиСР, ИФМИЭО.
Докладчиками были обозначены следующие проблемы:
- проблемы набора (ИМПиСР);
- сокращение часов, отведенное на практики (ИМПиСР, ИФМИЭО);
- при необходимости реализовывать компетентностный подход недостаток часов на аудиторные занятия (ИФМИЭО);
- перемешивание дисциплин, что приведет к несоответствию разработанным УМК, трудностям в распределении дисциплин по существующим кафедрам (ИФМИЭО);
- недостаточная информированность ППС, в том числе и зав. кафедра-ми, о специфике работы при двухуровневой системе образования (ИФМИП);
- перегрузка студентов в связи с сокращением аудиторных часов и увеличением времени на самостоятельное обучение, к которому не все студенты готовы (ИФМИП);
- в штатное расписание не введены должности тьюторов (ИФМИП).
Позитивные моменты:
- достаточно большое количество часов на базовые курсы (ИМПиСР);
- оценка трудоемкости в зачетных единицах, возможно, позволит учитывать больший объем и разнообразие педагогической деятельности (ИФМИЭО);
- сокращение сроков обучения (ИФМИП);
- введение технологических карт, которые позволяют стимулировать и объективно оценивать деятельность студентов во время учебного процесса. Делают для учащихся наглядными и очевидными результаты их учебной деятельности (ИФМИП);
- ориентация студентов-бакалавров на продуктивную самостоятельную работу в связи с перераспределением аудиторных и внеаудиторных часов (ИФМИП).
Особенности в организации образовательного процесса и методического сопровождения по реализации ООП бакалавриата:
- на заседаниях кафедр, заседаниях УМС проходит обсуждение специфики подготовки студентов по учебной программе бакалавриата, информирование коллег о решениях УМС НГПУ, знакомство с проектными и нормативными документами (ИМПиСР, ИФМИП, ИФМИЭО);
- ППС проводится разработка и уточнение формируемых компетенций по уровням и дисциплинам (ИФМИЭО);
- на семинарах ППС проходит обсуждение перехода на ГОСТ третьего поколения (ИМПиСР, ИФМИП);
- структура деятельности преподавателей практически не изменилась, за исключением необходимости разработки учебных программ и УМК по новым дисциплинам (ИМПиСР);
- не меняются формы и методы организации занятий и промежуточного контроля и формы методического сопровождения остаются традиционными (ИМПиСР);
- параллельно с традиционной формой расчета нагрузки в качестве эксперимента в ИФМИП ведется учет по форме, предложенной УМУ НГПУ;
- однако разновременное введение бакалавриата на отделениях, факультетах не позволяет оптимизировать рабочие учебные планы, которые по концепции бакалавриата должны быть синхронизированы по отдельным модулям (например, ГСЭ, ЕН), а также выстроены по вариативному принципу, обеспечивающему студентам реализацию индивидуальных учебных планов (модульное сочетание дисциплин А, Б, С) ИФМИП;
- невозможно осуществить и другой важнейший компонент двухступенчатой системы образования – введение кредитной и балльно-рейтинговой системы – не отработаны и не утверждены критерии, не внесены изменения с систему контроля успеваемости (ИФМИП);
- в целом разработка технологических карт также должна быть усовершенствована (ИФМИП).
Заслушав и обсудив сообщения председателей УМС ИФМИП И. Н. Зайдман, ИМПиСР Б. А. Дейча, ИФМИЭО А. И. Кузьмичева по обмену опытом работы по методическому сопровождению организации бакалавриата, УМС НГПУ
- Одобрить работу УМС ИФМИП, ИМПиСР, ИФМИЭО по методическому сопровождению организации бакалавриата.
- Продолжить обсуждение обозначенных проблем на заседаниях УМС.
- Рекомендовать:
- Принять к сведению информацию о СТО ВКР и СТО КР (проект).
- Ввести в действие СТО ВКР с 1 февраля 2010 г.
– выделить и обобщить проблемы в области методического сопровождения при организации бакалавриата, названные структурными подразделениями;
– отразить их в учебно-методических рекомендациях.
Обсуждение проблем на заседании УМС