Кафедра педагогики и психологии

Заведующий кафедрой – Ряписова Алевтина Геннадьевна, канд. пед. наук, доцент

Сотрудники кафедры

Профессорско-преподавательский состав:

  1. Ряписов Николай Александрович, доктор эконом наук, профессор

  2. Дмитриева Наталья Витальевна, доктор псих наук,профессор
  3. Чепель Татьяна Леонидовна, канд. психол. наук, профессор
  4. Ряписова Алевтина Геннадьевна, канд. пед. наук, доцент
  5. Мисникова Людмила Ивановна, канд. психол. наук, доцент
  6. Анискевич Светлана Алексеевна, канд. пед. наук, доцент
  7. Андронникова Ольга Олеговна, канд. психол. наук, доцент
  8. Королькова Ольга Олеговна, канд. филол. наук, доцент
  9. Усольцева Татьяна Петровна, канд. психол. наук, доцент
  10. Абакирова Татьяна Петровна, канд. психол. наук, доцент
  11. Капустина Ольга Викторовна, канд. пед. наук, доцент
  12. Коротько Галина Андреевна, канд. пед. наук, доцент
  13. Баранов Виктор Ильич, канд. биол. наук, доцент
  14. Яковенко Татьяна Дмитриевна, ст.преподаватель
  15. Бородина-Глебская Елена Адольфовна, ст.преподаватель
  16. Истюфеева Жанна Николаевна, ст.преподаватель
  17. Дистенфельд Елена Владимировна, ст.преподаватель
  18. Шахова Юлия Борисовна, ст.преподаватель
  19. Кондратьева Елена Анатольевна, почасовик

Дисциплины, обеспечиваемые кафедрой:

  • Психология
  • Основы общей психологии
  • Социальная психология
  • Конфликтология
  • Возрастная психология
  • Педагогическая психология
  • История психологии
  • Математические основы психологии
  • Методология и методы психолого-педагогических исследований
  • Психолого-педагогическая антропология
  • Психодиагностика
  • Психологическое консультирование
  • Основы психологии семьи и семейного консультирования
  • Методы активного социально-психологического обучения
  • Психологическая служба в образовании
  • Основы профориентологии
  • Психология труда
  • Методика преподавания психологии
  • Педагогика
  • Введение в психолого-педагогическую деятельность
  • Общие основы педагогики
  • Теория и методика воспитания
  • Социальная педагогика
  • Теория обучения
  • Управление образовательными системами
  • История педагогики и образования
  • Психолого-педагогический практикум
  • Инновационные образовательные учреждения г. Новосибирска

Основы специальной педагогики и психологии:

  • Коррекционная педагогика с основами специальной психологии
  • Психолого-педагогическая коррекция
  • Клиническая психология
  • Психотерапия

Аспирантура

  • 19.00.11 Общая психология, психология личности, история психологии.
  • 19.00.13 Психология развития.

Спецкурсы:

  • «Психолого-педагогические основы профильного обучения»- канд. психол. наук, профессор Т.Л.Чепель
  • «Методика преподавания психологии» – канд. психол. наук, профессор Т.Л.Чепель
  • «Основы психологии» – канд. психол. наук, доцент Л.И.Мисникова
  • «Психология конфликтов» – ст.преподаватель Т.Д.Яковенко
  • «Русский язык и культура речи» – ст.преподаватель Е.А.Бородина-Глебская
  • «Психология семьи и семейных отношений» - ст.преподаватель Т.Д.Яковенко

О кафедре

Кафедра психологии и педагогики была образована на естественно-географическом факультете (ныне ИЕСЭН) в сентябре 1996 года. В настоящее время в составе кафедры, возглавляемой кандидатом педагогических наук, доцентом Алевтиной Геннадьевной Ряписовой, 11 штатных сотрудников и 8 совместителей. Из них 14 преподавателей имеют ученые степени.

Сотрудниками кафедры разработаны и внедрены в образовательный процесс авторские учебные программы по основным курсам психологии и педагогики. В образовательном процессе, в том числе при реализации дистанционного обучения успешно применяются учебно-методические комплексы, включающие:

  1. учебные издания на бумажных носителях: (учебные пособия, рабочие тетради, практикумы);
  2. сетевые web-курсы с мультимедийным сопровождением (электронные учебники, тренинговые компьютерные программы (тренажеры), комплект слайдовых компьютерных презентаций, банки контрольно-измерительных материалов);
  3. комплекты учебных фильмов.

Методическое обеспечение психолого-педагогических дисциплин оказывает реальную помощь студентам в освоении учебных курсов. Причем, пособия Н.А. Ряписова «Выполнение курсовой работы по психолого-педагогическим дисциплинам» и «Выпускная квалификационная работа в педагогическом вузе», серия учебных изданий по курсу «Педагогика» Н.А.Ряписова и А.Г.Ряписовой, комплект учебных фильмов по курсу «Педагогика», созданный А.Г. Ряписовой и сотрудниками TV-студии ИОДО, удостоены Золотых Медалей на Международном конкурсе Сибирской ярмарки «Учсиб». А учебное пособие Т.Л.Чепель «Возрастная психология: интенсивный курс» признано лучшим педагогическим изданием России в 2004 году.

Кафедра – это сложивший коллектив единомышленников, связанных плодотворными профессиональными и глубокими личностными отношениями. Многие годы на кафедре царит атмосфера взаимопонимания, взаимоуважения, доброжелательности и открытости, способствующая успешной научно-педагогической деятельности сотрудников.

Кафедру по праву можно назвать хранительницей лучших академических традиций в профессиональном психолого-педагогическом образовании, когда высшими ценностями являются Ребенок, Индивидуальность, Развитие, Творчество… Однако верность традициям вовсе не означает консерватизма. Преподаватели кафедры находятся в постоянном научном поиске, разрабатывают и внедряют в практику обучения инновационные личностно-ориентированные образовательные технологии. Ведущие сотрудники кафедры более 15 лет увлеченно и плодотворно занимаются разработкой темы «Интерактивные формы и методы в контексте интенсивного образования», поэтому в ходе учебных занятий применяются методы группового взаимодействия и сотрудничества: игры, тренинги, дискуссии, анализ конкретных ситуаций, выполнение групповых проектов.

В 1998 г. открыта аспирантура по двум психологическим специальностям. На кафедре психологии и педагогики ИЕСЭН выполняются докторские, кандидатские диссертации, другие формы научно-исследовательской деятельности.

Курсовые и выпускные работы студентов выполняются по актуальным психолого-педагогическим проблемам, отличаются теоретической и практической значимостью.

Деятельность сотрудников кафедры психологии и педагогики ИЕСЭН выходит за рамки НГПУ и существенным образом влияет на образовательную политику в г. Новосибирске и Новосибирской области через участие в разработке Концепции и Программы развития образования Новосибирской области (2006 г.); проекта стратегического развития школьного и дошкольного образования Новосибирской области (2006 г.); в работе Главной аттестационной комиссии педагогических кадров и образовательных учреждений; при осуществлении научного руководства различными образовательными учреждениями.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ, РАЗРАБОТАННЫЕ СОТРУДНИКАМИ КАФЕДРЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ ИНСТИТУТА ЕСТЕСТВЕННЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК НГПУ

  1. Психология: в 2 ч.: Ч. 1: Общая и социальная психология: учебно-методический комплекс / авт.-сост.: О.О. Андроникова, Е.А. Бородина-Глебская, Л.И. Мисникова, Т.Д. Яковенко. – Новосибирск: НГПУ, 2007. – 280 с. + CD-ROM.
  2. Психология: в 2 ч.: Ч. 2.: Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс / Т.Л. Чепель, Ю.Б. Шахова, Ж.Н. Истюфеева. – Новосибирск: НГПУ, 2007. – 268 с. + CD-ROM.
  3. Педагогика: в 5 ч.: Ч. 1: учебно-методический комплекс / авт.-сост. А.Г. Ряписова, Ж.Н. Истюфеева. – Новосибирск: НГПУ, 2008. – 112 с. + CD-ROM.
  4. Педагогика: в 5 ч.: Ч. 2: учебно-методический комплекс: учебное пособие / авт.-сост. А.Г. Ряписова. – Новосибирск: НГПУ, 2007. – 144 с. + CD-ROM.
  5. Педагогика: в 5 ч.: Ч. 2: учебно-методический комплекс: рабочая тетрадь / авт.-сост. А.Г. Ряписова. – Новосибирск: НГПУ, 2007. – 96 с.
  6. Учебные фильмы по курсу «Педагогика. Часть 2»: видео-анимационное электронное издание. – № гос. регистрации – 0320800243 – Новосибирск: ГОУ ВПО НГПУ, TV-студия ИОДО, 2007. – DVD (4 ед.)
  7. Педагогика: в 5 ч.: Ч. 3: учебно-методический комплекс: учебное пособие / авт.-сост. А.Г. Ряписова. – Новосибирск: НГПУ, 2007. – 152 с. + CD-ROM.
  8. Педагогика: в 5 ч.: Ч. 3: учебно-методический комплекс: рабочая тетрадь / авт.-сост. А.Г. Ряписова. – Новосибирск: НГПУ, 2008. – 92 с.
  9. Учебные фильмы по курсу «Педагогика. Часть 3»: видео-анимационное электронное издание. – № гос. регистрации – 0320800241 – Новосибирск: ГОУ ВПО НГПУ, TV-студия ИОДО, 2007. – DVD (3 ед.)
  10. Педагогика. Часть 3: Интерактивный практикум: мультимедийное обучающее электронное издание. – Ряписов Н.А., Козлов А. А., Петров А. И., Яруткин А. Н. – № гос. регистрации – 0320701181. – Москва. – Новосибирск, 2007.
  11. Педагогика: в 5 ч. Ч.5: электронный учебник: Мультимедийное обучающее электронное издание / авт.-сост. Н.А. Ряписов. – Новосибирск: НГПУ, 2007.
  12. Королькова О.О. Русский язык и культура речи: учеб.-метод. комплекс. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. – 211 с.

В 2006 году при кафедре открыт Центр практической психологии (директор – врач- психотерапевт Н.И.Айзман, психолог О.Д. Мазуро).

Основные направления деятельности Центра Практической Психологии (ЦПП):

  • просветительское
  • прикладное
  • научно-исследовательское

Просветительское направление работы включает:

  1. проведение специальных курсов, тренинговых занятий для студентов по повышению уровня психологических знаний, навыков, умений
  2. проведение тематических семинаров (1 раз в месяц) по наиболее актуальным психологическим проблемам
  3. повышение квалификации студентов через систему дополнительного образования
  4. создание почтового ящика «Вы спрашиваете - мы отвечаем»

Прикладное направление работы включает:

  1. выявление неблагоприятных условий и симптомов психической перегрузки у студентов с целью их профилактики
  2. определение психологических барьеров, причин их возникновения и рекомендации по их смягчению
  3. создание благоприятного психологического климата в учебных группах студентов, в группах проживания в общежитиях за счет развития навыков сотрудничества

Научно-исследовательское направление работы:

  1. планирование и проведение лонгитюдных исследований динамики личностного, интеллектуального развития студентов
  2. разработка тренинговых программ
  3. проведение маркетинговых исследований для получения обратной связи об эффективности работы центра