Кафедра теории обучения русскому языку и педагогической риторики

Заведующий кафедрой – Зайдман Ирина Наумовна, канд.пед.наук, профессор, доцент.

Сотрудники кафедры

Профессорско-преподавательский состав:

1.Алёхова Юлия Юрьевна, канд.пед.наук, доцент

2.Бессонова Анастасия Владимировна, канд.пед.наук, ст. преподаватель

3.Баранник Анастасия Сергеевна, канд.пед.наук, доцент

4.Григорьева Марина Александровна, канд.пед.наук, ст. преподаватель

5.Лукьянова Нина Александровна, д-р филол. наук, профессор

6.Ефремова Оксана Анатольевна, канд.пед.наук, доцент

7.Тарасова Марина Юрьевна, ст. преподаватель

Учебно-вспомогательный персонал:

1.Краубнер Александра Евгеньевна, программист

Дисциплины, обеспечиваемые кафедрой:

  • Практикум по русскому языку
  • Технология самостоятельной работы
  • Современные средства оценивания результатов обучения
  • Информационные и коммуникационные технологии в обучении
  • Теория и методика обучения русскому языку
  • Психология обучения языкам
  • Инновационные технологии и модели обучения
  • Психолого-педагогические проблемы в СМИ
  • Технология продуктивной коммуникации
  • Технические и аудиовизуальные средства обучения
  • Русский язык и культура речи
  • Основы речевой коммуникации
  • Деловая и педагогическая риторика

Аспирантура

Аспирантура по специальности «13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык)».

О кафедре

Кафедра теории обучения русскому языку и педагогической риторики Института филологии, массовой информации и психологии (ИФМИП) НГПУ выделилась из кафедры современного русского языка и методики его преподавания в июне 2001 года.

Преподавателями кафедры разработаны уникальные курсы, обеспечивающие национально-региональный компонент и дисциплины специализации на разных факультетах и отделениях: технология самостоятельной работы, инновационные технологии и модели обучения, психология обучения языкам и др.

Приоритетные направления научных исследований преподавателей кафедры, аспирантов и соискателей – «Разноуровневое обучение и развитие учащихся», «Риторика профессионального общения», «Методика развития связной речи». Под руководством проф. И.Н. Зайдман защищены 8 кандидатских диссертаций, представлены к защите 3 диссертации. Ею создана научная школа, ведущая исследования на основе авторской концепции терапевтической дидактики. Эти исследования осуществляются в рамках комплексной темы «Развитие индивидуальных способностей учащихся и студентов».

За последние 4 года преподавателями кафедры издано 3 практико-ориентированные монографии. Преподаватели кафедры много и плодотворно работают над созданием учебных и учебно-методических пособий.

Востребована в учебном процессе «Методика преподавания русского языка: хрестоматия» в 5 частях, общим объемом 29,8 изд.л., которая выдержала 3 издания, каждое из них значительно дополнялось, последнее получило гриф «Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 021700 – филология».

К учебно-методическому пособию «Технология учебно-научной работы» (часть 1, 2) обращаются студенты разных факультетов и специальностей НГПУ; в единстве с электронным учебником эти пособия составляют учебно-методический комплекс.

Осваивая дисциплины «теория и методика обучения русскому языку», «современные средства оценивания результатов обучения», «инновационные технологии и модели обучения», «психология обучения языкам» студенты используют практико-ориентированную монографию Зайдман И.Н., Ефремовой О.А. «Учим всех и каждого: Формы организации учебно-познавательной деятельности (Часть 1); Различные формы организации учебно-познавательной деятельности при изучении русского языка и смежных предметов в школе и вузе (Часть 2)» (20 п.л.). Кроме того, в учебном процессе постоянно востребованы следующие издания: Зайдман И.Н., Ефремова О.А., Алехова Ю.Ю. Инновационные технологии и модели обучения (основные вопросы): учебное пособие. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006 (7,4 п.л.); Зайдман И.Н. Обучение рассуждению с учетом уровня развития школьников: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2001 (8,7 п.л.).

В спецкурсе и спецсеминаре, посвященном терапевтической дидактике, студенты обращаются к учебному и методическому пособиям Зайдман И.Н. Общение: Учимся понимать себя и окружающих (часть 1); Общение: Учим понимать себя и окружающих (часть 2). Новосибирск: Изд. НГПУ, 2002; в спецкурсе по сказкотерапии востребовано пособие Баранник А.С. Учим сочинять сказки и решать личностные проблемы: Сказкотерапия в дидактическом аспекте: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005.