Кафедра теории, истории культуры и музеологии

Заведующий кафедрой - Дремова Людмила Ивановна, канд. ист. наук, доцент

Сотрудники кафедры

Профессорско-преподавательский состав:

  1. Чапля Татьяна Витальевна, д-р культурологии, профессор, зам. директора ИИГСО по уч.работе
  2. Бородовский Андрей Павлович, д-р ист. наук, профессор
  3. Демидчик Аркадий Евгеньевич, д-р ист. наук, профессор
  4. Дубровская Марина Юзефовна, д-р искусствоведения, профессор
  5. Сабиров Владимир Шакирович, д-р филос. наук, профессор
  6. Табарев Андрей Владимирович, д-р ист. наук, профессор
  7. Троицкая Татьяна Николаевна, д-р ист. наук, профессор
  8. Исакова Надежда Всеволодовна, д-р филос. наук, профессор
  9. Мжельская Татьяна Владимировна, канд. ист. наук, доцент, зам. директора ИИГСО по ОЗО
  10. Давыдова Клара Дмитриевна, канд. филос. наук, доцент
  11. Дураков Игорь Альбертович, канд. ист. наук, доцент
  12. Запорожченко Андрей Владимирович, канд. ист. наук, доцент
  13. Пиков Геннадий Геннадьевич, канд. ист. наук, доцент
  14. Мугако Андрей Леонтьевич, кандидат исторических наук, доцент
  15. Сальникова Ирина Владимировна, канд. ист. наук, доцент
  16. Луговой Кирилл Владимирович, канд. ист. наук, доцент
  17. Сосновская Елена Александровна, канд. филос. наук, доцент
  18. Хлебалин Андрей Валерьевич, канд. филос. наук, доцент
  19. Бишарова Светлана Геннадьевна, канд. филос. наук, доцент
  20. Видеркер Станислав Владимирович, канд. культурологии, доцент
  21. Тихомирова Елена Евгеньевна, канд. культурологи, доцент, зам. зав. кафедрой
  22. Андреев Юрий Константинович, доцент
  23. Самохин Сергей Иванович, доцент
  24. Калюжнова Марина Владимировна, доцент
  25. Кузеванов Кирилл Викторович, ст. преподаватель
  26. Сорокин Владимир Николаевич, доцент

Учебно-вспомогательный персонал:

  1. Гайдакова Зоя Геннадьевна, ст. лаборант

Дисциплины, обеспечиваемые кафедрой:

  • История культурологической мысли
  • Философия
  • Философия культуры
  • Теория культуры
  • Эстетика
  • Этика
  • Социология культуры
  • Теория искусства
  • Социальная и культурная антропология
  • Этнология

  • История культур и цивилизаций
  • История религий
  • Мировая художественная культура
  • История литературы
  • Семиотика
  • Источниковедение
  • Концепции современного естествознании
  • История музыки
  • Теория и методика обучения культурологии
  • Теория и методика обучения иностранному языку
  • Прикладная культурология
  • Наука в системе культуры
  • Археология
  • Древние языки (латинский и греческий)
  • Языкознание
  • История языка (японский и китайский языки)
  • Лексикология (японский и китайский языки)
  • Стилистика (японский и китайский языки)
  • Лингвострановедение и страноведение
  • Практика устной и письменной речи
  • Теоретическая и практическая грамматика
  • Теоретическая и практическая фонетика
  • Теория и практика перевода
  • Сравнительная типология
  • Литература страны

Аспирантура

На кафедре существуют открытые аспирантуры:

  • по археологии (научный руководитель Троицкая Татьяна Николаевна - профессор, д.и.н.)
  • по культурологии: теория истории культуры (научный руководитель Сабиров Владимир Шакирович - профессор, д.ф.н.).

О кафедре

Целью педагогической деятельности кафедры теории, истории культуры и музеологии стало не только разъяснение исторических закономерностей, но и воспитание у студентов качества, обозначенного Д.С. Лихачевым как "умственная восприимчивость" или шире - "умственная социальность". В конечном счете, преподаватели кафедры должны способствовать формированию устойчивых навыков адекватного понимания других людей и культур, обеспечить вместе с ростом духовного богатства личности социальную, религиозную и этническую терпимость - основу конструктивного взаимодействия всех слоев населения России и ее соседей.

Обращение к такого рода тематике наметилось на историческом факультете НГПУ еще с середины 1980-х годов. Для ускорения "поворота" в духовной культуре, обеспечения его системности и комплексности в 1990г. по инициативе декана доц. О.Н. Катионовым и при активной поддержке доц. Л.И. Дремовой (ныне зав. кафедрой) и доц. А.В. Запорожченко и Совета исторического факультета было принято решение о создании "кафедры истории мировой культуры" и соответствующего отделения.

Открывая кафедру с непривычным, "элитарным" для педагогических вузов названием и проблематикой необходимо было решить очень непростую кадровую проблему. Сделать удалось это благодаря помощи кафедр отечественной и всеобщей истории НГПУ. Из их стен пришли на отделение замечательные знатоки сибирской археологии, этнографии, культуры Сибири проф.Т.Н. Троицкая и проф. В.И. Соболев, религиовед доц. Запорожченко А.В., египтолог доц. А.Е. Демидчик.

С кафедры философии пришла доц. Давыдова К.Д.

Доцент А.В. Запорожченко, доц. А.Е. Демидчик будучи выпускниками НГУ, начали академический вектор развития исследования. Так, единственный в России дипломированный египтолог за пределами Москвы и Санкт-Петербурга А.Е. Демидчик издал более 38 научных работ, большинство из которых изданы в Германии, Англии, Франции, Бельгии. В антологиях древнеегипетской литературы, изданных в Оксфорде, Лондоне, Йельском университете. Его публикации включены в "Избранную библиографию, древнеегипетской литерутуры, он является членом Научного совета по проблемам египтологии на Историческом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова; членом редколлегии книжной серии "Aegyptiaca" (издательство МГУ и "Алетея", Санкт-Петербург).

Одним из самых важных направлений в деятельности кафедры всегда было обучение иностранным языкам. Это направление укомплектовано, в первую очередь, за счет выпускников гуманитарного факультета НГУ: М.В. Калюжнова, Е.Е. Тихомирова и преподавателей, подготовленных уже в НГПУ: С.С. Колышкина, С.Г. Бишарова, А.П. Позднякова, М.Г. Зотова. М.В. Калюжнова защитила кандидатскую диссертацию при Хоккайдском педуниверситете по специальности "Школьное образование". С.С. Колышкина с 2004 года - председатель ассоциации преподавателей японского языка г. Новосибирска. Обучение иностранным языкам строится таким образом, что изучать японский и китайский языки можно и в ходе стажировки в Шаньдунском педуниверситете (КНР), Хоккайдском педуниверситете (Япония).Большую роль в развитии кафедры играют ведущие ученые и преподаватели новосибирских НИИ, вузов и музеев: д.и.н. Табарев, к.и.н. Шаповалов.

Частью учебно-воспитательной деятельности кафедры является организация музейной практики в городах России: г.Москва и г. Санкт - Петербург, а также за рубежом: Франция, Греция, Финляндия.

Наши преподаватели

Дремова Людмила Ивановна канд. ист. наук, доцент, зав. кафедрой теории, истории культуры и музеологии.

Родилась 29 июня 1946 года. В 1964 году окончила среднюю школу № 147 г. Новосибирска. С 1965 - 1969 гг. училась в Новосибирском государственном педагогическом институте на историческом факультете. После успешного окончания была оставлена на кафедре "Истории СССР" ( теперь кафедра "Отечественной истории") в качестве ассистента кафедры.

В 1972 г. поступила в очную аспирантуру МГУ им. М.В. Ломоносова, на кафедру "Истории СССР". Научные интересы кафедры СССР г. Новосибирска совпали с научными интересами кафедры СССР МГУ: история крестьянства, в том числе колхозного, его социальной структуры, перспектив развития и т.д. Диссертация на тему "Хозяйственная реформа 1965 г. и ее социальные последствия" была выполнена под руководством доктора наук В.М. Селунской и в 1975 г. защищена в г. Москве.

В 1976 г. Людмиле Ивановне Дремовой была присвоена ученая степень кандидата исторических наук, в 1978 г. присуждено ученое звание доцента.

После возвращения в родной ВУЗ в 1976 на родной факультет Людмила Ивановна выполняла различные поручения: в области учебно-методической работы, разрабатывала учебные курсы по истории СССР, истории культуры, истории мировой художественной культуры. Это в какой-то мере определило ее дальнейшие научные интересы. Проблемы социальной структуры советского общества, истории культуры и культурологи. Будучи заведующей кафедры "Истории СССР" обеспечивала участие кафедры в разработке комплексной темы по истории крестьянства в Сибири и в создании многотомной истории крестьянства в Сибири.

Другим результатом научной работы Л.И. Дремовой стало написание и издание двух учебных пособий "Социально-экономическое развитие современной колхозной деревни" (1982 г. 5,3 л.) и "Культурное развитие современной деревни 1965 - 1980 гг." (5,8 л.). Участие в дискуссиях по проблемам преподавания истории в ВУЗе, изучение мирового опыта по вопросам преподавания позволило выйти на необходимость и возможность модернизации преподавания истории как истории культуры. В связи с этим, осуществлялась работа по созданию кафедры "Истории мировой культуры", которая была открыта в 1991 г.

Следующее десятилетие было посвящено созданию учебных программ, подбору квалифицированных кадров, организации учебного процесса, налаживанию связей с другими ВУЗами, изучению опыта преподавания истории, истории культуры и т.д. В результате, кафедра нашла интересный вариант преподавания истории культуры с дополнительной специальностью иностранный язык. В качестве иностранного языка был выбран китайский и японский языки. Преподавателями стали выпускники Новосибирского государственного университета, а так же преподаватели, носители языка и культуры. Были заключены договоры с Шандуньским педагогическим университетом (КНР) и Хоккайдским педагогический университетом (Япония) откуда и были приглашены преподаватели. В результате большой работы по организации международных связей возникла такая форма обучения как стажировка студентов и преподавателей в Китае и Японии, данная форма сотрудничества успешно развивается и в настоящее время.

В 2001 - 2003 гг. получены лицензии на право образовательной деятельности по специальностям "Музеология" и "Библиотечно-информационная деятельность", что обеспечивает развитие кафедры в новых социально-экономических условиях и реформах образования.

Троицкая Татьяна Николаевна, д-р ист. наук, профессор

В 1956 году приезжает в г. Новосибирск и с этого времени ее педагогическая деятельность неразрывно связана с Новосибирским государственным педагогическим институтом.

В 1964 ей присвоено звание доцента, а с 1983 она - профессор.

Любимой научной проблемой, которой занималась Татьяна Николаевна на протяжении всей творческой жизни и продолжает заниматься сейчас, является эпоха раннего железа, или, как ее иногда называют скифское время. Именно скифской проблематике была посвящена ее кандидатская диссертация, скифскому времени в Западной Сибири - докторская.

Педагогическая деятельность профессора Т. Н. Троицкой остается многогранной.

Любовь к Древней истории определила круг учебных дисциплин которые она преподавала студентам-историкам.

Талант Т. Н. Троицкой как педагога с особой яркостью раскрылся в деле организации ее любимого детища - археологического кружка при историческом факультете который существует почти 50 лет.Школу Т.Н, Троицкой прошли: заместитель директора ИАиЭ СО РАН, член-корреспондент РАН, д. и. н., профессор В. И. Молодин; ведущий антрополог Сибири, к.б.н. В. А. Дремов; заместитель директора Института освоения Севера СО РАН, к. и. н., доцент А. И. Матвеев; научный сотрудник этого института, к. и. н. В. А. Зах; первый проректор НШУ, д. и. н., проф. В. И. Соболев; к. и. н., профессор В. С. Елагин; научные сотрудники ИАиЭ СО РАН д. и. н. А. П. Бородовский, к. и. н. Л. Н. Мыльникова, к. и. н. А. В. Новиков, М. А. Чемякина; сотрудники Новосибирского областного музея Л. И. Копытова, И. В. Сальникова, Е, В. Карпеева, археологическую службу при администрации Новосибирской области возглавляет С. В. Колонцов. Не менее важно, что ученики Т. Н. Троицкой, бывшие члены археологического кружка, работают учителями школ города и области, а любовь к творческой, поисковой деятельности оказала огромную помощь в работе с детьми. Их энтузиазм, привитая им Татьяной Николаевной любовь к истории Родины, края позволили увлечь сотни учащихся школ, организовать творческий отдых в летних археологических лагерях. И после окончания школы при поступлении на исторический факультет Новосибирского педуниверситета многие из них с гордостью и уважением говорят, что они - члены школьных археологических кружков, воспитанники выпускников Татьяны Николаевны, а следовательно, и ее воспитанники.

Благодаря ее идее в Новосибирске создана уже целая сеть школьных археологических кружков, которыми успешно руководят ее воспитанники - В.Д. Романцова, Г.И. Галямина, Е. Бородовская, О. Новикова, Н. Ходакова и др. Впрочем, Татьяна Николаевна здесь с нами, к ней можно подойти и обо всем спросить.

Демидчик Аркадий Евгеньевич, д-р ист. наук, профессор

Родился 7 октября 1961, г. Томск. Из служащих.

Закончил среднюю школу № 1 г. Бердска Новосибирской области. С отличием закончил Гуманитарный факультет Новосибирского государственного университета (1978-1993 гг.) по специальности "история".

Очная аспирантура Института востоковедения АН СССР (г. Москва) с 1983 по 1988 г. (в 1984-1986 - военная служба в Советской Армии); научный руководитель - доктор исторических наук И.А. Стучевский.

Защитил кандидатскую диссертацию "Представления о египетской диссертации в "Поучении царю Мерикара" по специальности "07.00.03. Всеобщая история. Древний мир" в диссертационном совете Института востоковедения РАН, г. Москва.

Звание доцента по каф. истории мировой культуры присвоено 24 июля 1996 г.

В НГПИ / НГПУ c 1988 г.

1988-1991 - ассистент каф. всеобщей истории.

1991-1992 - ст. преподаватель каф. всеобщей истории.

1992-1995 - ст. преподаватель каф. истории мировой культуры.

1995- 2005 - доц. каф. истории мировой культуры / каф. истории, теории культуры и музеологии.

Разработал и ведет учебные курсы:

а) История Древнего Востока;
б) Всеобщая история государства и права (зарубежные страны);
в) История культуры и цивилизаций Востока;
г) История искусства Востока.

Разработал и читает спецкурсы:

а)Цивилизации в зеркале права;
б)В начале было слово;
в)Литература древнего Ближнего Востока.

Член Научного совета по проблемам египтологии на Историческом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова.

Член Издательского совета академической книжной серии "Aegyptiaca", основанной Научным советом по проблемам египтологии на Историческом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова.

Научная специализация - египтолог.

В 1995 г. в Лейденском и Утрехтском университетах прошёл 4-месячную стажировку в рамках проекта INTAS 93-2464 'Egyptian Antiquities and Computing'

В 1996-1997 гг. в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, г. Москва, исполнитель проекта INTAS 93-2464 'Egyptian Antiquities and Computing'

Опубликовал 43 научные работы, в т.ч.

Монография:

Демидчик А.Е. Безымянная пирамида. Государственная доктрина древнеегипетской Гераклеопольской монархии. СПб.: Алетейя, 2005. 282 с.

Статьи:

  • Demidchik A. The Reign of Merikare Khety // Gottinger Miszellen. Beitrage zur agyptologischen Diskussion. Gottingen. 2003. Ht. 192. S. 25-36.
  • Demidchik A., Berzina S. The Fifth Chapter of the Book of the Dead on the Shabtis of Nesubaste in the State Oriental Museum, Moscow (совместно с С. Я. Берзиной) // Cahier de recherches de l'Institut de papyrologie et d'egyptologie de Lille [Etudes sur l'Egypte et le Soudan anciens]. Paris-Lille, 2003. Vol. 23. P. 13-17. Pl. 1, 2.
  • Египтологические работы А.Е. Демидчика изданы в Германии, Англии, Франции, Бельгии, Нидерландах;

  • в антологиях древнеегипетской литературы, изданных в Оксфорде, Лондоне, Йельском университете, публикации А.Е. Демидчика включены в "Избранную библиографию";
  • был специальным гостем Оргкомитета VII всемирного египтологического конгресса в г. Кембридж (Великобритания) в 1995 г.;
  • единственный в России дипломированный египтолог за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.

Бородовский Андрей Павлович д.и.д., профессор кафедры ТИКМ

  1. Гранты РГНФ "Древнее серебро в Сибири" № 02 01 0035а (2002-2004 гг.)

  2. Издает учебно-методических пособий: Бюллетень археологической практики студентов.

  3. Публикует - Монографии, например Соенов В.В., Бородовский А.П., Суразаков А.С. Археологические памятники Чуйского тракта на территории республики Алтай. Горно-Алтайск., 2004.
  4. Готовит студентов для участия в конференциях - (Региональная студенческая археологическая конференция, История и культура Сибири в исследовательском и образовательном пространстве.
  5. Ведет спецкурсы - "Культурно-историческая антропология", "История государственности в Сибири", "Методика полевых археологических исследований".
  6. Возглавляет - Археологическое объединение "История, археология и историческое краеведение" Дома детского творчества им. В.Дубинина Ленинского района г. Новосибирска, готовит докладчиков на всероссийские региональные и городские конференции.

Тихомирова Елена Евгеньевна, канд. культурологи, доцент ТИКМ НГПУ.

Учитель латинского языка высшей квалификационной категории. Окончила с отличием гуманитарный факультет НГУ в 1990г. квалификация - филолог сознанием иностранного языка. В 1998 году с отличием окончила аспирантуру НГПУ по специальности "Психология".

Стажировалась в Стенфордском университете (1990г. Калифорния, США). Преподавала русский язык (1994-1995гг.) в Шаньдунском педуниверситете (КНР). Опубликовала учебник по древнегреческому языку (1993), автор 15 учебно-методических и научных работ. Преподаватели кафедры осуществляют преподавание учебных дисциплин, реализуя и разрабатывая личностно ориентированное содержание и человеко-ориентированный характер образовательных технологий. Именно научно обоснованный гуманистический подход к образовательному процессу находится в русле современных научно - методических и дидактико - педагогических поисков преподавателей кафедры, они основаны на взглядах на необходимости формирования целостной личности, создания условий, не подавляющих ее потенциала, позволяющих ей самореализовываться в рамках учебного процесса, самостоятельной и научной работы студентов, полевых исследований, участии в научных кружках, клубах, и конференциях. Освоение такой парадигмы образования основывается на социокультурной, когнитивной и технологической культуре педагогов. Ими используются и осмысляются обобщенные педагогические технологии воспитания (Макаренко, Сухомлинский), обучения (Беспалько, Менчинская), программированного обучения (Скиннер, Ланад), проблемного обучения (Матюшкин, Лернер), объединенные центральной идеей первенства личности человека в иерархии ценностей образования.

Современные подходы и технологии, используемые на кафедре в научно -методическом обеспечении учебного процесса:

1.Конференция личностно - ориентированного образования

1.1.Метод проектов в курсе "История культурологической мысли" (Дремова Л.И.)

1.2.Исследовательская модель обучения, работа в малых группах в курсах "Этнология", "Археология", "Первобытное общество", спецкурсах и спецсеминарах (Т.В. Мжельская, И.А. Дураков, А.П. Бородовский, А.В. Шаповалов)

1.3.Технология коллективных творческих дел на занятиях японским языком (Позднякова А.П, Колышкина С.С., Калюжнова М.В.)

1.4.Ролевая игра в курсе английского языка (Зотова М.Г.)

2.Конференция развивающего обучения:

2.1.Дискуссионные формы работы в курсе "История религий" (Давыдова К.Д., Запорожченко А.В.)

2.2.Творческие задания (Дремова Л.И., Тихомирова Е.Е.)

2.3.Диалектический способ обучения философским дисциплинам (Ивонин Ю.П.)

2.4.Проблемные лекции (Демидчик А.Е.) в курсе "История Цивилизаций древнего и среднего Востока", (Запоржченко А.В.) в курсе "История религий", "История и культура античности".

3.Создание поликультурной образовательной среды характерно для самой методологии преподавания культурологических дисциплин и реализуется у большинства преподавателей.

4.Информационные технологии активно вошли в процесс обучения у Давыдовой К.Д., Запорожченко А.В., Чапли Т.В.

Международные связи

Японский язык

Курс японского языка на кафедре ИМК/ТИКМ ведется с 1991 года.

Преподавание было начато в форме факультатива, с 2001 года ведется как второй иностранный язык для специальности "Культурология и иностранный язык".

Выпускники отделения "История мировой культуры", изучавшие в рамках курса японский язык, в настоящее время занимаются преподавательской деятельностью в школах и вузах города, в частности, преподаватели школ №154, №200, школы-лицея №10, №175, НГПУ, НГТУ, СГУПС, СибАГС, МКЦ "Сибирь-Хоккайдо", Колледж торговли - выпускники кафедры ИМК. Кроме того, выпускники нашего вуза занимаются преподаванием русского языка как иностранного в Новосибирском хореографическом училище.

К настоящему времени разработан ряд авторских программ, в том числе программа курса японского языка для студентов-культурологов, программы по курсам "Языкознание", "История языка", "Практика устной и письменной речи", "Лексикология японского языка", "Стилистика японского языка", "Теория и практика перевода", "Лингвострановедение и страноведение", "Теоретическая и практическая грамматика японского языка", "Теоретическая и практическая фонетика японского языка", "Сравнительная типология", "Литература страны", "Теория и методика обучения иностранному языку". Разработаны методические пособия по курсам "Теоретическая и практическая фонетика японского языка: сборник упражнений", "Теоретическая и практическая грамматика японского языка: сборник упражнений", "Шедевры японской литературы: хрестоматия" с аудио-приложением, "Бизнес-курс японского языка".

Для проведения спецкурсов по узкой тематике приглашаются преподаватели других вузов, в частности в 2003 г. был прочитан авторский спецкурс "Топонимика и ономастика в японском языке" преподавателя НГУ Фроловой Е.П.

За годы преподавания собрана уникальная база учебных материалов, изданных как в Японии, так и в России.

В 2002 - 2005 на кафедре работал преподаватель Педагогического университета г. Саппоро (Япония) Сайто Хидеки. В 2005-2006 гг. преподаватель Педагогического университета г. Саппоро (Япония) Мацуока Кейко. Существует обмен студентами и преподавателями с этим университетом.

Китайский язык

Курс китайского языка на кафедре ИМК/ТИКМ ведется с 1991 года.

Преподавание было начато в форме факультатива, с 2001 года ведется как второй иностранный язык для специальности "Культурология и иностранный язык".

Выпускники отделения "История мировой культуры", изучавшие в рамках курса китайского язык, в настоящее время занимаются преподавательской деятельностью в школах и вузах города, в частности, преподаватели школ №154, №200, школы-лицея №10, №175, НГПУ, НГТУ, СГУПС, СибАГС, МКЦ "Сибирь-Хоккайдо", Колледж торговли - выпускники кафедры ИМК. Кроме того, выпускники нашего вуза занимаются преподаванием русского языка как иностранного в Новосибирском хореографическом училище.

К настоящему времени разработан ряд авторских программ, в том числе программа курса китайского языка для студентов-культурологов, программы по курсам "Языкознание", "История языка", "Практика устной и письменной речи", "Лексикология китайского языка", "Стилистика китайског языка", "Теория и практика перевода", "Лингвострановедение и страноведение", "Теоретическая и практическая грамматика японского языка", "Теоретическая и практическая фонетика японского языка", "Сравнительная типология", "Литература страны", "Теория и методика обучения иностранному языку". Разработаны методические пособия по курсам "Теоретическая и практическая фонетика японского языка: сборник упражнений", "Теоретическая и практическая грамматика японского языка: сборник упражнений", "Шедевры японской литературы: хрестоматия" с аудио-приложением, "Бизнес-курс японского языка".

Для проведения спецкурсов по узкой тематике приглашаются преподаватели других вузов, в частности в 2003 г. был прочитан авторский спецкурс "Топонимика и ономастика в японском языке" преподавателя НГУ Фроловой Е.П.

За годы преподавания собрана уникальная база учебных материалов, изданных как в Китае, так и в России.

С 1994 г. существует обмен студентами и преподавателями с Шаньдунским педуниверситетом (КНР).

Классические языки

Обновление гуманитарного образования в высшей и средней школе, социальный заказ со стороны школьного обучения выдвинули насущную необходимость в подготовке специалистов по истории культуры с широкими знаниями и практическими навыками в области истории и филологии.

Изучение древнегреческого и латинского языков органически входит в общую профессиональную подготовку будущих преподавателей истории мировой культуры (ИМК) и выполняет специфическую общеобразовательную задачу, пересекаясь и дополняя языковым, текстовым и источниковедческим материалом курсы по истории древнего мира и истории литературы.

Поскольку на отделении истории мировой культуры интерес студентов может быть сосредоточен не только на внешней канве культуры и линиях ее политической истории, но и на смысловых, соматических процессах, то именно слово, текст превращается в могучий рычаг понимания жизни, правил человеческого бытия, системы ценностей, традиций и верований в античной культуре.

На первом этапе обучение классическим языкам сводится к практическому овладению коммуникативной деятельностью и получению теоретических знаний не только о классических языках, но и о языке вообще.

Как теоретические дисциплины классические языки дают основательную лингвистическую подготовку, развивают у студентов абстрактное грамматическое мышление и вырабатывают научный подход к изучаемому западноевропейскому языку. На занятиях по древним языкам студенты получают понятие о лингвистической картине мира, функциях языка, формировании литературного языка, стилях язык а, диалектном членении и т. д.

В соответствии с указанными целями классические языки на отделении ИМК изучаются в сравнительно-сопоставительном плане с привлечением 4-х языков: латинского, греческого, русского и английского (как наиболее изучаемого) - причем теоретические сведения о языковых явлениях и терминология скоординированы во всех языковых курсах. Особенно полезны для студентов-историков начальные сведения по исторической грамматике индоевропейских языков и этимологии слов.

На продвинутом этапе преподавание классических языков неминуемо приводит к чтению текстов, в частности художественных, и тем самым получаем общекультурное значение. Студенты знакомятся с корпусом текстов, которые раньше читали только в переводах или не читали вообще, учатся не полагаться на готовые переводы, т. к. в переводах иногда особенности языка автора стираются и упрощаются. Правильно было указано русским поэтом П. П. Вяземским.

"Язык есть исповедь народа: В нем светится его природа, Его душа и быт родной".

В связи с тем, что перевод должен быть по возможности более точным (т. е. не совпадать ни с подстрочным, ни с литературной интерпретацией, избегать смысловых лакун), на продвинутом этапе обучения, помимо чисто филологического анализа текста, важную роль играет культурно-исторический (понятийный и реальный) комментарий к тексту.

С общеобразовательной точки зрения наиболее полезным представляются следующие виды пояснений.

1. Знакомство с текстом целесообразно начинать с рассказа об исторических лицах или прототипах персонажей, событийной канве, социокультурной ситуации, получивших авторское отражение в тексте. Для самостоятельных наблюдений студентам можно предложить другие источники античных авторов, в которых упоминаются эти же события.

2. По мере углубления в текст рассматриваются лексические единицы, выражающие типичные античные понятия, необходимые для понимания устройства государства, войска, суда ("плебс", "консул", "гоплит", "когорта, "понтифик" и т. д.).

3. Практическое значение для будущих учителей истории представляют лексические единицы, обозначающие понятия, связанные с уровнем развития технологии и науки, бытом античного человека ("академия", "книга", "школа"; "жилише", "дом", "баня"; "хлеб", "виноград", "сливы"; "одежда", "обувь", "прическа" и т. д.).

4. В отдельную группу выделяются мировоззренческие понятия и лексические единицы их обозначающие. При их комментировании нужно указывать на различил этих понятий с современными и на нетождественность строения семантической структуры слов ("честь", "слава", "состязание", "долг", "гражданин" и т. д.).

5. Традиционным является толкование имен собственных, топонимов, гидронимов. Однако параллельно необходимо показывать как происходит перенос значений имен собственных (Лнбитина 1. "богиня похорон", 2. перен. "похороны"; Плутон 1. "бог преисподней", 2. "преисподняя"; Марс 1. "бог войны", 2. перен. "война" и т. д.). Студенты должны научиться видеть, как в конкретном тексте реализуются известные мифопоэтические образы (круг, свег, день, ночь, верх, низ, право, лево и т. д.), как обыгрываются слова (фразы)- намеки, связанные с обычаями, верованиями, приметами (кипарис - скорбь; лавр - победа, триумф; чихание знак одобрения или неодобрения богов и т. д.).

6. Освоение текста завершается обзором путей, которыми античные мотивы, идеи проникают в творчество европейских, а особенно русских писателей, философов, художников (например, анакреонтика, подражания Катуллу и Горацию, история европейского, а затем и русского театра и т. д.).

Спектр методических приемов, используемых для культурно-исторического комментария на отделении истории мировой культуры НГПУ весьма широк. Можно активно использовать комментарии преподавателя, самостоятельное сообщение студента, работа со справочной литературой и словарями на практических занятиях за рисовывание плана акрополя, форума, частей зданий, еженедельный устный журнал "Из записок архивариуса", содержащий материалы о способах заимствования в русский и европейские языки латинских и греческих слов, их освоения, использование в литературе, заучивание наизусть поэтических текстов в оригинале и их литературных вариаций и многое другое.

Таким образом, изучение классических языков с применением культурно-исторического комментирования текстов реально позволяет осуществить идею диалога культур, античной и современной, выявить глубинную семантику текста, ибо "культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже... Один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом".

E-mail: imknspu@inbox.ru