Проект "Оценка качества воспитательной деятельности в педагогическом университете: теория и практика реализации"

Руководитель проекта: проректор по воспитательной и социальной работе Киселев Николай Николаевич

Основные исполнители: Шабанов Артем Геннадьевич, Евдокимова Евгения Юрьевна, Аникеева Нелли Петровна, Лаврентьева Олеся Алексеевна, Гридасова Анжелика Сергеевна, Скрыпникова Екатерина Михайловна

Краткая аннотация:

Проект предполагает осуществление разработки теоретических основ, содержания, структуры и критериальной базы оценки качества воспитательной деятельности в педагогическом университете. В ходе реализации проекта предполагается определение специфики воспитательной деятельности в педагогическом университете и на этой базе определение направлений, механизмов оценки эффективности и качества воспитательной деятельности в педагогическом университете.

Содержание фактически проделанной за 2013 год работы:

  1. Рассмотрены и определены теоретические основы оценки качества воспитательной деятельности в вузе.
  2. Разработана критериальная база оценки качества воспитательной деятельности в педагогическом университете Подготовлен научный доклад «Теоретические основы оценки качества воспитательной деятельности в педагогическом университете" (2 п.л); серия научных статей (объем 2 п.л.).
  3. Оценка качества воспитательной деятельности в педагогическом университете подразумевает, разработку теоретических основ и критериев данной оценки с учетом специфики воспитательной деятельности в педагогическом вузе.
  4. Процесс организации воспитательной деятельности в вузе сталкивается в первую очередь с проблемами противоречивости ценностных идеалов, ситуации социальной неопределенности становления молодого человека как профессионала, продолжающимся снижением социального престижа учительской профессии и т. п.

В связи с чем, одной из ключевых проблем воспитательной деятельности в педагогическом вузе, становится проблема целеполагания – какие личностные черты студента развивать, на какие ценности в этом процессе опираться, какова в целом воспитательная миссия педагогического образовательного учреждения.

Помимо проблемы целеполагания, возникают еще проблемы собственно реализации воспитательной деятельности. Анализ показал, что неэффективность реализации данного процесса обусловлена рядом причин, среди которых следует отметить:

  • наличие у части преподавателей и студентов отношения к воспитательному процессу как к «второстепенному»;
  • отсутствие развитой критериальной базы и системы мониторинга воспитательной деятельности;
  • недостаток механизмов стимулирования участников процесса реализации воспитательной деятельности, финансирования процесса в целом;
  • недостаточную актуализированность воспитательной деятельности кураторовстуденческих групп;
  • отсутствие системного социального партнерства с выпускниками, работодателями;
  • отсутствие методического центра по реализации и развитию воспитательной деятельности, повышения квалификации педагога как воспитателя в целом;
  • наличие выраженной неравномерности уровней развития воспитательной деятельности на различных факультетах и в институтах университета;

Понимание вышессказанного рождалось, прежде всего, из научно-практического анализа результатов воспитательной деятельности в вузе. Необходимо дальнейшее последовательное, системное развитие теоретико-аналитической базы критериев оценки качества воспитательной деятельности в вузе.

В ходе данной деятельности были выявлены тормозящие факторы (отсутствие единой критериальной базы оценки качества воспитательной деятельности в педагогическом университете, неопределенность целевого компонента содержание деятельности в данной сфере и т.д.) и стимулы развития процесса вузовской воспитательной деятельности. Определены конкретные критерии оценки качества воспитательной деятельности в педагогическом вузе. Проведен 1 этап социологического опроса по оценки качестве воспитательной деятельности в вузах г.Новосибирска и 1 этап мониторинга эффективности воспитательной деятельности в педагогическом вузе.