Отчет о реализации проекта «Обучение студентов педагогических специальностей методике преподавания курсов финансовой грамотности в учреждениях общего, среднего профессионального и дополнительного образования в Российской Федерации»

В рамках реализации проекта «Обучение студентов педагогических специальностей методике преподавания курсов финансовой грамотности в учреждениях общего, среднего профессионального и дополнительного образования в Российской Федерации» ФГБОУ ВО «НГПУ», было проведено образовательное мероприятие в соответствии с разработанной дополнительной профессиональной программой (повышения квалификации) для студентов-бакалавров Института истории, гуманитарного и социального образования очной формы обучения (далее – ИИГСО), с использованием учебно-методических материалов, подготовленных Консультантом. Разработана, утверждена и реализована программа повышения квалификации «Финансовая грамотность и методика обучения» (объем 72 часа)

Обучение проводилось в форме очно-заочного обучения в период с 01 февраля по 26 февраля 2018 г.

Обучение по программе повышения квалификации «Финансовая грамотность и методика обучения» прошли студенты, обучающиеся по следующим направлениям подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование, профили «История», «Правовое образование», «Культурологическое образование»; 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями), профили «Обществознание и Мировая художественная культура», «Культурология и Иностранный (китайский/японский) язык»; «Правовое образование и История», «История и обществознание», «Обществознание и Организация внеурочной деятельности», «Обществознание и История»; 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология и Социальная педагогика».

Обучение осуществлялось с применением материалов предоставленных Консорциумом, включающих в себя:

-                   примерная рабочая программа дисциплины «Финансовая грамотность и методика обучения» для студентов-бакалавров;

-                   учебное пособие для студентов вузов педагогических направлений подготовки «Основы финансовой грамотности и методы ее преподавания в системе общего, среднего профессионального и дополнительного образования»;

-                   методические рекомендации для преподавателей вузов по организации образовательной деятельности студентов педагогических направлений подготовки в области финансовой грамотности и методов ее преподавания;

-                   анкета для тестирования входного уровня финансовой грамотности студентов (3 варианта);

-                   анкета для тестирования итогового уровня финансовой грамотности студентов (3 варианта);

-                   анкета (отзыв) преподавателя – участника курса обучения методике преподавания курсов финансовой грамотности в учреждениях общего, среднего профессионального и дополнительного образования в Российской Федерации;

-                   анкета (отзыв) методиста – участника курса обучения методике преподавания курсов финансовой грамотности в учреждениях общего, среднего профессионального и дополнительного образования в Российской Федерации;

-                   анкета (отзыв) студента – участника курса обучения методике преподавания курсов финансовой грамотности в учреждениях общего, среднего профессионального и дополнительного образования в Российской Федерации.

Цели реализации программы:

1) удовлетворение потребности современного общества и государства в формировании у студентов способности принимать обоснованные и ответственные решения в сфере личных финансов, следовать нормам рационального финансового поведения, быть финансово грамотными;

2) развитие у студентов, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки, профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность к преподаванию основ финансовой грамотности в системе общего и среднего профессионального образования, учащимся из разных целевых групп.

В соответствии с целями программы была определена ее структура, а именно:

-                   предметная часть программы включала в себя тематику базовых знаний по финансовой грамотности. В состав данной части вошли следующие темы: «Человеческий капитал», «Деньги, личный, семейный бюджет, финансовое планирование», «Банки, небанковские финансовые организации и взаимодействие с ними», «Фондовый и валютный рынок, инвестиции, финансовые инструменты», «Страхование как способ снижения рисков», «Налоговая система, налогообложение и государственная социальная поддержка», «Пенсионное обеспечение и негосударственные пенсионные фонды», «Предпринимательство, создание собственного бизнеса», «Ответственное (осмотрительное) поведение на финансовом рынке и защита прав потребителей финансовых услуг»;

-                   методическая часть программы была направлена на овладение будущим учителем методикой обучения финансовой грамотности школьников в системе общего, среднего профессионального и дополнительного образования. В состав методической части программы вошли следующие темы: «Финансовая грамотность как компетенция современного человека и педагога», «Государственная просветительская и образовательная политика в этой сфере», «Применение педагогических подходов в обучении финансовой грамотности», «Методическое обеспечение преподавания финансовой грамотности», «Реализация обучения в школах и организациях СПО. Методические указания и рекомендации», «Обучение финансовой грамотности в начальной школе», «Обучение финансовой грамотности в основной и средней школе», «Обучение финансовой грамотности в системе среднего профессионального образования (СПО)», «Обучение финансовой грамотности воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов»;

-                   практическая часть предусматривала моделирование студентами учебных занятий по финансовой грамотности для учащихся разных возрастов и с использованием интерактивных технологий обучения (кейс, тренинг, проект, станционная или деловая игра и др.), а также публичную защиту групповых проектов учебных занятий.

В ходе реализации программы обучения применялись различные формы проведения учебных занятий:

– интерактивные лекции, лекции с мультимедийной поддержкой;

– педагогическая дискуссия;

– практические занятия, в том числе, по решению экономических и педагогических кейсов;

– деловые игры, квесты, тренинги экономического содержания;

– экспертная сессия и др.

В процессе обучения активно использовались электронные образовательные ресурсы открытого доступа, созданные в рамках проекта по повышению финансовой грамотности населения Российской Федерации, адресованные школьным учителям, ученикам и их родителям, а также дидактические материалы, подготовленные преподавателями программы; широко применялись учебно-методические материалы, подготовленные Консультантом.

По итогам реализации программы проведено анкетирование методистов, преподавателей и слушателей (студентов) о качестве реализации программы обучения.

Для организации и проведения обучения были проведены следующие подготовительные мероприятия:

1. Сформированы списки слушателей. Слушателями программы стали студенты-бакалавры ИИГСО НГПУ.

На программу повышения квалификации «Финансовая грамотность и методика обучения» всего было зачислено 427 человек (Приказ № 24-ИДО от 01.02.2018г.)

Завершили обучение на программе повышения квалификации «Финансовая грамотность и методика обучения» 427 человек (Приказ № 36-ИДО от 26.02.2018г.)

2. В качестве преподавателей на программу повышения квалификации «Финансовая грамотность и методика обучения» были привлечены квалифицированные кадры профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВО «НГПУ», имеющие ученую степень кандидата наук, ученое звание доцента, а также большой опыт преподавания методических дисциплин и экспертной работы в системе общего и дополнительного образования

3. Для реализации программы были созданы необходимые материально-технические условия: все занятия проходили в аудиториях, оборудованных современным мультимедийным оборудованием; в ходе практических занятий, при моделировании образовательных событий и уроков по финансовой грамотности студенты имели доступ к электронным образовательным и методическим ресурсам; для самостоятельной работы студентам были предоставлены компьютерные классы, залы библиотеки НГПУ.

4. Слушатели программы были обеспечены необходимыми методическими материалами: для самостоятельного изучения своевременно предоставлено учебное пособие, подготовленное Консультантом (в электронном виде); в библиотеку НГПУ закуплены полные комплекты учебно-методических комплексов по финансовой грамотности для всех категорий обучающихся, которые были востребованы студентами на всем протяжении реализации программы; обеспечен доступ к учебно-методическим и информационным материалам проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в сети Интернет.

5. В начале обучения слушатели заполнили документы, необходимые для зачисления на обучение по дополнительной образовательной программе, а также анкету для тестирования входного уровня финансовой грамотности.

6. В процессе обучения в соответствии с программой был проведен промежуточный контроль: тестирование по разделу 1 «Основы финансовой грамотности», контрольная работа по разделу 2 «Методика преподавания финансовой грамотности различным целевым группам обучающихся».

7. Итоговая аттестация слушателей проведена в виде защиты групповых проектов учебных занятий и образовательных событий по финансовой грамотности, а также в форме итогового тестирования уровня финансовой грамотности.

Программа повышения квалификации реализована в полном объеме в соответствии с утвержденным расписанием.

Слушателям, успешно освоившим программу, было выписано удостоверение о повышении квалификации установленного ФГБОУ ВО «НГПУ» образца. Получить документ о повышении квалификации по программе «Финансовая грамотность и методика обучения» в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 1 июля 2013 г. N 499 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» студенты смогут по окончании университета, вместе с дипломом о высшем образовании.

Обобщение результатов защиты проектов и итогового тестирования не выявило неудовлетворительных результатов уровня финансовой грамотности; слушатели показали результаты от среднего уровня до высокого.

Анализ результатов итогового тестирования свидетельствует о значительном повышении финансовой грамотности обучавшихся, а также об улучшении их методической подготовленности в данной сфере.

В целях оценки удовлетворенности качеством программы повышения квалификации осуществлен сбор мнений слушателей и преподавателей путем анкетирования. В конце обучения студенты заполнили анкеты-отзывы об организации обучения. Методисты и преподаватели – участники курсов повышения квалификации также заполнили анкеты-отзывы об особенностях методики преподавания курсов финансовой грамотности в учреждениях общего, среднего профессионального и дополнительного образования в Российской Федерации. Анализ результатов анкетирования показал, что большинство слушателей (83%) высоко оценили содержание программы. Особо отмечена практикоориентированность и высокий уровень организации процесса обучения.

В ходе реализации программы осуществлялась видео- и фото-съемка процесса обучения: подготовлен видеоматериал о реализации обучения; подготовлен фотоматериал за весь период обучения.

Таким образом, совокупность всех вышеперечисленных мероприятий обеспечила реализацию программы повышения квалификации «Финансовая грамотность и методика обучения» в соответствии со всеми требованиями Консорциума.