Целевая подпрограмма модернизации финансово-экономической деятельности ГОУ ВПО НГПУ

1.Основные проблемы социально-экономического развития образования.

Российская экономика в настоящее время находится на этапе значительных структурных и институциональных изменений, отражающих как мировые тенденции, так и закономерности внутреннего развития. Современную экономику характеризуют как экономику, основанную на знании. Основным фактором экономического развития является человеческий капитал, который можно характеризовать как совокупность знаний, практических умений, полученных в процессе образования, общества в целом.

В условиях глобального рынка все более востребованы такие качества личности, как инициативность, способность действовать нестандартно и творчески в быстро меняющихся условиях. Эти обстоятельства и определяют инвестиционный характер вложений в образование.

Стратегическая цель государственной политики в области образования, как указывается в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач.

Первая задача – обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе:

  • обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, в том числе формирование федеральных университетов, национальных исследовательских университетов;
  • обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений;
  • увеличение объема средств, направляемых на финансирование научных исследований в вузах;
  • развитие вариативности образовательных программ, в том числе создание системы прикладного бакалавриата;
  • обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития;
  • обеспечение увеличения оплаты труда работникам образовательных учреждений в зависимости от качества и результатов их труда до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в сфере экономики и выше его.

Вторая задача – модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития, в том числе:

  • создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения;
  • создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи;
  • создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся;
  • развитие финансовых инструментов социальной мобильности, включая образовательные кредиты.

Третья задача – создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, в том числе:

  • создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций;
  • создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования, поддержка корпоративных программ подготовки и переподготовки кадров;
  • создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования;
  • формирование системы непрерывного образования военнослужащих, включая переподготовку при завершении военной службы.

Четвертая задача – формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях путем создания:

  • прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление и достоверность информации;
  • условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения;
  • прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования;
  • механизмов участия потребителей и общественных институтов в осуществлении контроля и проведении оценки качества образования.

Данные ориентиры могут и должны служить основами стратегического развития системы педагогического образования в целом, а также отдельных субъектов рынка образовательных услуг (вузов, колледжей, училищ и т.д.)

2.Системные цели и задачи.

Основными стратегическими целями экономического развития ГОУ ВПО НГПУ являются:

  • Создание условий для значительного увеличения уровня доходов сотрудников университета, обеспечивающих закрепление и приток высокопрофессиональных кадров профессорско-преподавательского состава, научных работников, менеджеров управленческого звена.
  • Переход от бюджета стабилизации к бюджету развития университета на основе увеличения объема и качества предоставляемых образовательных и научных услуг, развития инновационной деятельности при оптимизации издержек.

Стратегические задачи

2.1. Совершенствование механизмов формирования и контроля исполнения консолидированного бюджета университета в условиях многоканального финансирования.
2.2. Развитие финансово-хозяйственных механизмов, обеспечивающих повышение самостоятельности, заинтересованности и ответственности за конечные результаты деятельности подразделений университета (кафедр, факультетов, институтов и др.)
2.3. Создание на основе современных информационных технологий системы мониторинга доходов и расходов университета в режиме «реального времени».
2.4. Введение системы экономического обоснования и текущего мониторинга эффективности оказываемых образовательных услуг в разрезе специальностей, направлений подготовки, программ дополнительного образования на основе соотношения доход/затраты в расчете на одного обучающегося.
2.5. Создание финансовых резервов и фондов для ресурсного обеспечения новых перспективных направлений деятельности университета и поддержки традиционных центров компетенции, обеспечивающих лидирующее положение университета в образовательном кластере.
2.6. Совершенствование механизмов ценообразования образовательных услуг на основе постоянных маркетинговых исследований и расчета затрат на одного обучающегося: развитие системы льгот, скидок, кредитования и т.д., повышающей привлекательность договорных отношений с обучающимися.
2.7. Совершенствование эффективной нормативной базы финансово-хозяйственной деятельности университета.
2.8. Развитие общественно-государственной системы управления, обеспечивающей стабильные позитивные социально-экономические изменения.

3.Ожидаемые результаты:

  • создание механизма формирования стимулирующих выплат, объем которых должен составлять не менее 30 % от фонда оплаты труда;
  • использование системы бюджетирования направленной на решение конкретных задач функционирования и развития вуза;
  • увеличение доли внебюджетных поступления от всех видов деятельности ( до 60 %);
  • создание системы ресурсной поддержки всех субъектов социально-экономических отношений в вузе (работников, обучающихся, структурных подразделений);
  • снижение издержек, связанных с производством и обращением производственных товаров и услуг;
  • формирование системы многоканального финансирования с учетом запросов всех потребителей рынка образовательных услуг;
  • создание баз данных движимого и недвижимого имущества, материально-технических и финансовых ресурсов университета и внедрение системы мониторинга и контроля их эксплуатации.

4.Основные механизмы реализации стратегических задач:

4.1.Совершенствование механизмов формирования и контроля исполнения консолидированного бюджета университета в условиях многоканального финансирования:
  • Формирование бюджета университета на основе программно-целевого планирования;
  • Регулярная работа планово-бюджетной комиссии;
  • Анализ финансово-экономической деятельности университета в целом и отдельных структурных подразделений;
  • Создание и реализация маркетинговой политики на рынке образовательных услуг;
  • Формирование системы заказов со стороны всех субъектов рынка образовательных услуг (обучающихся, государства, семей и т.д.);
  • Разработка среднесрочных планов социально-экономического развития университета.
4.2.Развитие финансово-хозяйственных механизмов, обеспечивающих повышение самостоятельности, заинтересованности и ответственности за конечные результаты деятельности подразделений университета (кафедр, факультетов, институтов и др.):
  • Создание 30-процентного стимулирующего фонда заработной платы;
  • Развитие механизма зависимости заработной платы руководителей от средней заработной платы работников структурных подразделений;
  • Приоритетное финансирование целевых программ (кадры, сельская школа, дистанционные образовательные технологии и т.д.);
  • Выделение лицевых счетов кафедр и развитие системы их бюджетирования.
4.3.Создание на основе современных информационных технологий системы мониторинга доходов и расходов университета в режиме «реального времени»:
  • Развитие АИСУ вузом по всем направлениям деятельности;
  • Постоянное обучение сотрудников навыкам работы в современном информационно-коммуникационном пространстве, их переподготовка;
  • Оптимизация штатного расписания с точки зрения программно-целевых технологий управления и автоматизации производственных процессов.
4.4. Введение системы экономического обоснования и текущего мониторинга эффективности оказываемых образовательных услуг в разрезе специальностей, направлений подготовки, программ дополнительного образования на основе соотношения доход/затраты в расчете на одного обучающегося:
  • Разработка методики оценки эффективности деятельности вуза на рынке образовательных услуг.
4.5. Создание финансовых резервов и фондов для ресурсного обеспечения новых перспективных направлений деятельности университета и поддержки традиционных центров компетенции, обеспечивающих лидирующее положение университета в образовательном кластере, при временном снижении платежеспособного спроса на оказываемые услуги:
  • Выделение перспективных и экономически целесообразных направлений развития университета;
  • Создание совместных взаимовыгодных проектов со всеми участниками рынка образовательных услуг;
  • Формирование механизмов целевого финансирования отдельных инновационных проектов.
4.6. Совершенствование механизмов ценообразования образовательных услуг на основе постоянных маркетинговых исследований и расчета затрат на одного обучающегося: развитие системы льгот, скидок, кредитования и т.д., повышающей привлекательность договорных отношений с обучающимися:
  • Внесение экономически обоснованных дополнений в традиционные договоры на оказание услуг и производство товаров (система мотивов, скидок, бонусов и т.д.);
  • Совершенствование методики оценки стоимости производства товаров и услуг в разных секторах деятельности с учетом специфики рынка образовательных услуг.
4.7. Совершенствование эффективной нормативной базы финансово-хозяйственной деятельности университета:
  • Разработка Положения о малых предприятиях при ГОУ ВПО НГПУ;
  • Разработка Положения о Совете выпускников ГОУ ВПО НГПУ;
  • Разработка Положения о планово-бюджетной комиссии университета;
  • Модернизация Положения об оплате труда и о порядке установления стимулирующих выплат;
  • Подготовка и внедрение в практику дополнений к договорам об оказании платных образовательных и иных услуг с целью расширения мотивационных механизмов взаимодействия всех субъектов рыночных отношений.
4.8. Создание и развитие общественно-государственной системы управления, обеспечивающей стабильные и социально-экономические изменения:
  • Актуализация деятельности Попечительского совета ГОУ ВПО НГПУ с целью расширения спектра и объема ресурсных источников по всем направлениям деятельности университета;
  • Создание Совета выпускников ГОУ ВПО НГПУ и обеспечение условий для его целенаправленной деятельности на благо университета;
  • Обеспечение взаимовыгодного сотрудничества университета с внешними общественными организациями различного уровня, занимающимися вопросами развития образовательных отношений.