Ресурсный центр сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Ресурсный центр сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья создан с целью оказания необходимой помощи, обеспечения условий для инвалидов объектов и образовательных услуг ФГБОУ ВО «НГПУ»


Положение о ресурсном центре сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья


Ресурсный центр сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – это центр объединения и координации усилий подразделений по организации поддержки обучающихся с инвалидностью и с ОВЗ в области образовательной и инновационной деятельности психологии и педагогики, специальной психологии и педагогики, социологии.

Официальные документы:

В основу концепции Ресурсного центра сопровождения обучающихся с ОВЗ включены базовые принципы и задачи реализации государственной политики, направленные на создание доступной среды (не только архитектурной, но и образовательной). В Новосибирском государственном педагогическом университете работают высококвалифицированные специалисты, способные осуществлять комплексную помощь обучающимся с инвалидностью и ОВЗ. 


Фотогалерея


Архив новостей


Задачами Ресурсного центра центра являются:


  1. Формирование условий взаимной толерантности, уважения прав всех участников образовательного процесса, способствующих успешному обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ;
  2. Разработка, апробация и внедрение вариативных образовательных маршрутов(программ) сопровождения обучающихся с ОВЗ в соответствии с технологиями, тенденциями развития;

  3. Развитие научно-исследовательской деятельности в сфере специальной психологии и педагогики в ФГБОУ ВО «НГПУ», организациях-партнёрах, учреждениях соцзащиты и здравоохранения.

Ресурсный центр сопровождения обучающихся с ОВЗ осуществляет инновационную, научную, образовательную и коммерческую деятельность.

В области инновационная деятельности:

  1. Разработка, внедрение, апробация и оценка АООП, ПДО, семинаров,

  2. Изучение рынка труда, взаимодействие со службой занятости населения,

  3. Трансфер технологий, разработанных РЦ в организации,

  4. Обобщение опыта сопровождения,

  5. Участие в конкурсах,

  6. Апробация, реализация и внедрение инновационных проектов (В рамках международного форума, посвящённого 210-летию отечественной дефектологии «Пространство равных возможностей  в XXI веке» 19-28 апреля 2017 г. (совместно с ИСТР НГТУ) XIV традиционный эвристический проект: День дефектологии "Дефектология как фундамент равных возможностей" часть 1, часть 2); 26 апреля 2018 г. — традиционный эвристический проект День дефектологии: «История в теории и практике», посвящённый 100-летию подготовки отечественных дефектологов, 90-летию дефектологии Новосибирской области.

В области научной деятельности:

  1. Организация и проведение НИИ в области специальной психологии и педагогики,

  2. Проведение семинаров, супервизий, планёрок на площадках университета, организаций образования, соцразвития, здравоохранения региона; в) участие в подготовке статей, учебно-методических материалов, монографий;

  3. Создание экспериментальных, инновационных и стажировочных площадок на базе учреждений-партнёров.

В области образовательной деятельности:

  1. Организация и проведение профориентационной работы,

  2. Организация приёма документов инвалидов, вступительных (совместно с приёмной комиссией)и выпускных испытаний (совместно с ГЭК),

  3. Информационная и научно-методическая поддержка преподавателей, студентов, педагогов региона,

  4. Разработка ПДО, обмен опытом, проведение заседаний МО, семинаров, конференций, организация и методическое обеспечение современных методов ППС обучающихся с ОВЗ,

  5. Контроль за эффективностью организации условий сопровождения

В области коммерческой деятельности – реализация программ дополнительного образования.


В Ресурсном центре функционируют: учебная аудитория со специальным оборудованием для лиц с особыми образовательными потребностями, аудитория для самостоятельной работы студентов, для коррекционно-развивающей и психокоррекционной работы для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.

В реализации всех направлений деятельности Ресурсного центра принимает участие мультидисциплинарная команда специалистов сопровождения лиц с инвалидностью и ОВЗ: дефектологи, специальные психологи, тьюторы, переводчики русского жестового языка, программисты, сотрудники университета.

В сопровождении студентов с ОВЗ в инклюзивном пространстве ФГБОУ ВО «НГПУ» применяются: эргономическое оборудование, формирующее доступную среду; сенсорные стимулирующие наборы; большой объём информации на каждый анализатор в моделированном сенсорном пространстве; ТСО, ИКТ, ассистивные технологии сопровождения.

В качестве сопровождения обучающихся с ОВЗ работают высоквалифицированные сотрудники со специальным дефектологическим образованием и опытом работы с инвалидами разных возрастных категорий.


Сотрудники РЦ сопровождения обучающихся с ОВЗ ФГБОУ ВО «НГПУ»:

  1. Карман Ирина Михайловна, переводчик русского жестового языка ФГБОУ ВО «НГПУ»;
  2. Гасенко Дарья Александровна, тьютор РЦ сопровождения обучающихся с ОВЗ ФГБОУ ВО «НГПУ»;
  3. Акиншин Владимир Александрович, тьютор РЦ сопровождения обучающихся с ОВЗ, старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного образования Института детства ФГБОУ ВО «НГПУ»;
  4. Пискун Ольга Юрьевна, канд. психол. наук, доц. кафедры коррекционной педагогики и психологии Института детства, руководитель РЦ сопровождения обучающихся с ОВЗ ФГБОУ ВО «НГПУ».
 
В работе центра принимают участие высококвалифицированные специалисты университета с дефектологическим образованием. По инициативе центра сотрудники НГПУ проходят курсы повышения квалификации, ориентированные на работу с лицами, имеющими инвалидность и ОВЗ.

Публикации:

1. Н.Б. Никитина, Ю.С. Яковлева. Психолого-педагогическое сопровождение, направленное на формирование толерантной культуры личности студентов колледжа. Методические рекомендации. -Новосибирск: Издательство ООО "Рекламно-издательская фирма «Новосибирск», «Печатный ДворЪ», 2016 — 100 с.

Рецензенты:
  • Н.И.Виноградова, д-р псих.наук, зав.кафедрой психологии образования Забайкальского государственного университета;
  • Н.А.Кузь, канд. пед. наук, зав. кафедрой теории и методики дошкольного образования Института детства ФГБОУ ВПО «НГПУ»;
  • О.Ю.Пискун, канд. психол. наук, руководитель Ресурсного центра сопровождения обучающихся с ОВЗ;
  • К.А.Чугаев, канд. пед. наук, директор государственного автономного профессионального образовательного учреждения Новосибирской области НКЛПиС.
2. Современная организационно-правовая модель образовательной (ре)абилитации и социализации дошкольников с кохлеарными имплантами: монография. — Красноярск, 2016 — 284 с.

Рецензенты:
  • Кандидат психологических наук, доцент О.Ю.Пискун;
  • Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Мамаева;
  • Заведующий МБДОУ № 194 комбинированного вида г.Красноярска О.Г.Давыдова.
3. Беляева О.Л., Ступакова М.В. Организационно-педагогические условия развития слухоречевого восприятия и устной речи у старших дошкольников с кохлеарными имплантами в ДОУ комбинированного вида: монография/ Краснояр. гос.пед. ун-т им. В.П.Астафьева. Красноярск, 2017. — 158 с.

Рецензенты:
  • Кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии Института детства ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» О.Ю.Пискун;
  • Кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики Красноярского государственного педагогического университета им В.П. Астафьева А.В. Мамаева;
  • Заведующий МБДОУ № 194 комбинированного вида г. Красноярска О.Г. Давыдова.
4. Сутырина М.П. Теория и практика сурдоперевода: дактилология: учебное пособие/М.П.Сутырина,Н.А.Огурцова. -Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2017. -120 с.

Рецензенты:
  • Кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и психологии Института детства, руководитель Ресурсного центра сопровождения обучающихся с ОВЗ ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» О.Ю. Пискун;
  • Д-р социол. наук, профессор, директор Института социальных технологий и реабилитации НГТУ Л.А.Осьмук
5. Баскина И. У нас в роду такие были: сборник рассказов/И.Баскина; ил.Е.Хромова.- Омск, 2015. — 194 с.
  • Предисловие Кандидат психологических наук, доцент О.Ю.Пискун


Наши публикации:

  1. 1.Психологический театр в современном образовательном пространстве: ассистивная технология сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ (из опыта работы МАОУ г. Искитима Новосибирской области «Коррекционная школа-интернат №12»): учеб-метод. пособие/Т.В.Буркова,Л.П.Евсеенко,О.В.Мастерских, Н.Д.Стукалина, М.В.Осипова, Т.В.Вотчал, М.А.Пакина, Е.А.Горюнова,Е.А.Кунгурцева,О.Ю.Пискун; Мин-во образования и науки РФ,Новосиб. гос. пед. ун-т. -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. - 88 с., 1 электрон. опт. диск (DVD-R)
  2. Пискун О.Ю. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевого развития глухих школьников: монография: в 2 ч./О.Ю.Пискун, Р.О.Агавелян: Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос.пед. ун-т. -Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016. - (Практическая сурдопсихология) Ч 1. Теоретико-методологические аспекты и экспериментальное изучение.-204 с.(есть в библиотеке НГПУ)
  3. Учебное пособие по организации обучения инвалидов по слуху в образовательных организациях высшего образования/Под руководством Р.Г. Тер-Григорьянц. Авторский коллектив: О.А.Антонова, Н.Ю.Борякова, Ю.В.Богинская, Б.А.Коростелёв, Г.Л.Котова,О.Ю.Пискун, В.Э.Ромашкина, Л.И.Руленкова, И.Л.Соловьёва, В.Р.Майер, Е.А.Швец. - М.: АНО НМЦ "СУВАГ", 2016 - 256 с.; suvagcentr.ru
  4. Агавелян Р.О., Пискун О.Ю. Сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидов в условиях ресурсного центра педагогического университета//Инклюзивная культура в современном обществе: Сборник трудов международной научно-практической конференции г.Новосибирск, 25-26 апреля 2017 г.- Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2017. – С.146 – 148.
  5. Акиншин В.А.Особенности психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с аутизмом в условиях Лекотеки//Инклюзивная культура в современном обществе: Сборник трудов международной научно-практической конференции г.Новосибирск, 25-26 апреля 2017 г.- Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2017. – С.149 – 151.
  6. ГасенкоД.А. Опыт реализации тьюторского сопровождения лиц с ОВЗ в НГПУ//Инклюзивная культура в современном обществе: Сборник трудов международной научно-практической конференции г.Новосибирск, 25-26 апреля 2017 г.- Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2017. – С.166 – 169.
  7. Масленникова И.М. Роль переводчика русского жестового языка в образовании лиц с нарушением слуха//Инклюзивная культура в современном обществе: Сборник трудов международной научно-практической конференции г.Новосибирск, 25-26 апреля 2017 г.- Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2017. – С.207 – 209.
  8. Пискун О.Ю., Гасенко Д.А., Карман И.М., Акиншин В.А.  Психолого-педагогическое сопровождение студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья  в условиях Ресурсного центра педагогического университета//Стратегические направления развития науки, образования, технологий: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 июля 2017 г.: в 4 ч./Под общей ред. Е.П.Ткачёвой.-Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2017.-Часть IV- С. 97-105.
  9. Акиншин В.А. Особенности психокоррекционной работы со студентами с церебральным параличом// Наука и социум: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (31 июля 2017 г.) / отв. ред. Е.Л. Сорокина – Новосибирск: Изд-во ЧУДПО Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2017. –С.5 -8.
  10. Пискун О.Ю., Евсеенко Л.П., Буркова Т.В. Эффективная практика духовно-нравственного развития – ассистивная технология сопровождения детей с нарушением слуха «психологический театр» // Наука и социум: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (31 июля 2017 г.) / отв. ред. Е.Л. Сорокина – Новосибирск: Изд-во ЧУДПО Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2017. –С.95 -104.
  11. Карман И.М., Пискун О.Ю. К вопросу о формировании мотивации к значимой деятельности у взрослых людей с нарушением слуха и зрения //Открытый мир: объединяем усилия: матер. Всерос. (с междун. Участием) форума (12-14 декабря 2017 г., г.Пермь, Россия)/ отв. Ред.О.Р.Ворошнина,Перм. Гос. Гуманит.-пед ун-т-Пермь, 2017. – С. 200- 205.
  12. Карман И.М., Пискун О.Ю. Комплекс методик экспериментального изучения мотивации к значимой деятельности у взрослых людей с нарушением слуха и зрения// Мир без границ: актуальные проблемы современного инклюзивного образования. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции для студентов и молодых ученых, посвященной Всемирному дню инвалидов (11 декабря 2017 года, Ставрополь, ГБОУ ВО СГПИ) / под ред.С.В. Жуковой, А.Ю. Кабушко, Е.А. Шеховцовой – Ставрополь: Дизайн-студия Б; изд-во СГПИ, 2017. – С.134 -136.
  13. Пискун О.Ю., Карман И.М. Значение русского жестового языка в развитии мотивации глухих обучающихся// Русский жестовый язык: законодательство, исследования, образование: I Межрегиональная научно-практическая конференция. Красноярск, 27 октября 2017 г. / отв. ред. О.Л. Беляева, А.И. Картавцева; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2017.- С.123 – 129.
  14. Пискун О.Ю. Психолого-педагогическая коррекция  эмоционально-волевого развития глухих школьников: монография: в 2 ч./О.Ю.Пискун, Р.О. Агавелян; М-во образования и науки РФ, Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2016-2017.-( Практическая сурдопсихология). Часть 2. Практические материалы исследования.-2017.-228с.
  15. Пискун О.Ю., Карман И.М. Развитие мотивациик значимой деятельности у взрослых глухих с нарушением слуха и зрения: в схемах и таблицах: методические рекомендации/О.Ю.Пискун, И.М.Карман; М-во образования и науки РФ, Новосиб. Гос. Пед. ун-т.- Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018. – 36 с.
  16. Традиционный эвристический проект «День дефектологии»: 15 лет: эмоционально-волевое развитие  и творческая самоактуализация личности (независимо от возраста и наличия/отсутствия нарушения): сборник статей/ сост. О.Ю.Пискун, Р.О.Агавелян; М-во образования и науки РФ, Новосиб. Гос. Пед. ун-т.- Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2018.-105 с.