Целевая подпрограмма модернизации научно-исследовательской деятельности ГОУ ВПО НГПУ

1.Общие положения

Настоящее время характеризуется как период значительных изменений общества, затрагивающих практически все системные основы его существования – от технологического уклада и производственных отношений до базовых политических, культурных и духовных паттернов, причем не только в одной отдельно взятой стране, но и во всем мире. Все это находит свое отражение в системе образования, в том числе высшего профессионального.

Несмотря на различия в оценках того, что считать характерным признаком данных изменений практически все эксперты выделяют тот факт, что будущее общество – это общество, где определяющими факторами развития будут информация и знания. Основы вырисовывающегося общественного порядка зиждутся на знании. Знание не только является конститутивной особенностью современной экономики, но и становится организующим принципом жизнедеятельности всего общества.

Нередко экономика, основанная на знаниях, отождествляется с высокотехнологичными отраслями и информационными и коммуникационными технологиями. Однако это не совсем верно. Главный эффект экономики, основанной на знаниях, заключается не столько в выпуске высокотехнологичной продукции, сколько в ее использовании во всех отраслях и сферах. То же можно сказать и о знаниях в целом. Главное в экономике, основанной на знаниях, – не столько создать новое знание, сколько использовать его продуктивно. В связи с этим критически возрастает значение образования, особенно высшего профессионального, сочетания его научности, фундаментальности с эффективностью и нацеленностью на инновационное применение получаемых знаний и навыков.

В этих условиях генеральное направление развития экономики и общества России в целом, как заявлено на высшем государственном уровне, - это развитие инновационной экономики и основанного на ней инновационного общества, где инновации во всех сферах, основанные на глубокой интеграции науки и образования совместно с инициативой и предприимчивостью всех участников процесса. Сочетание именно этих характеристик и должно стать основным «локомотивом» развития России.

Для современного вуза данные концептуальные положения должны стать ведущими императивами деятельности не только в сфере собственно образования, но и в научно-исследовательском и научно-внедренческом процессе. Более того, ориентация современного вуза России на развитие человеческого потенциала в данном направлении закреплена и в «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года». Из 12 ключевых требований, предъявляемые Министерством образования и науки РФ к современному учреждению высшего профессионального образования, 9 прямо или косвенно связаны с продуктивной и эффективной системой организации научно-исследовательской и инновационной деятельности в вузе:

  • Число отраслей наук по специальностям аспирантуры.
  • Число аспирантов на 100 студентов.
  • Число ППС с учеными степенями и/или званиями.
  • Процент в ППС докторов наук и профессоров.
  • Число отраслей науки, в рамках которой выполняются НИР.
  • Объем фундаментальных и прикладных научных исследований.
  • Объем НИР на единицу ППС.
  • Востребованность НИР (объем внешних исследований на единицу ППС).
  • Количество монографий (на 100 человек ППС)

Все это накладывает самые жесткие требование на развитие процесса НИР и НИРС в современном вузе, в частности, НГПУ.

2. Основные проблемные блоки НИР и НИРС НГПУ

Несмотря на подтверждение университетского статуса НГПУ в 2007-2008 гг., можно констатировать, что проблемы, характерные для отечественного образования в целом, не только имеют место в деятельности отдельных структурных подразделений, но и в организации научно-исследовательской деятельности вуза в целом.

Одной из ключевых проблем, на решение которых должны быть направлены особое внимание и специальные усилия, является проблема развитие фундаментальной и прикладной науки в соответствии с современными стандартами актуальности и научности, а также сохранение и поддержка научных школ, существующих в НГПУ. При этом требуется широкая вовлеченность в данный процесс студентов, аспирантов, соискателей, докторантов и всех сотрудников университета.

При этом важнейшим фактором является корреляции научной тематики университета с приоритетными направлениями развития отечественной и мировой науки, а также продуктивность ее системной организации применительно к научно-педагогическому сообществу, вообще, внешним инвесторам и заказчикам, в частности.

Препятствиями к достижению выше обозначенного уровня научной деятельности университета являются разрывы:

  • между уровнем научных исследований, осуществляемых в университете, и требованиям к их фундаментальных и научной значимости в соответствии с отечественными и мировыми критериями, предъявляемыми к университетской науке;
  • между организацией и продуктивностью научно-исследовательской деятельности в университете и ее соответствием технопарковой идеологии, принятой в качестве одного из основных направлений развития в «Концепции решения комплексной задачи социально-экономического развития Новосибирской области «Развитие образования и эффективное использование кадрового потенциала Новосибирской области» на 2009 - 2015 гг»;
  • между организацией и продуктивностью научно-исследовательской деятельности в университете и развитием системы научных школ, соответствующих технопарковой идеологии;
  • между научными интересами сотрудников с одной стороны и потребностями внешних заказчиков и грантодателей, с другой, что ведет к минимизации объемов внешнего финансирования научно-исследовательских и инновационных разработок;
  • между обучением в аспирантуре и вовлеченностью аспирантов в актуальные и востребованные научно-исследовательские проекты, что отражается как на продуктивности работы самой аспирантуры, так и на доле остепененных преподавателей, системно практикующих комбинацию преподавательской и научно-исследовательской деятельности;
  • между педагогическими и научными интересами преподавателей и мотивацией к руководству научной и инновационной работой студентов.

Еще одним препятствием на пути повышения продуктивности научной деятельности является отсутствие научных лабораторий по приоритетным направлениям развития науки, функционирующих на штатной основе, а также отсутствие льгот для преподавателей, демонстрирующих высокую научную, инновационную результативность и практическую значимость научных исследований.

Другой негативной тенденцией является сложившаяся в 90-е годы практика финансирования научных исследований и разработок за счет внутреннего перераспределения внебюджетных доходов, получаемых за счет реализации программ основного профессионального образования.

Нельзя не признать, что на фоне общего снижения финансирования госбюджетных НИР и перестройки всей системы государственного финансирования, данная практика на определенном этапе способствовала консервации вузовской науки и минимизации ее потерь.

Однако, в настоящее время воспроизводство данной практики не только снижает эффективность внебюджетной деятельности вуза, сокращая его ресурсный потенциал, но и лишает систему организации научной деятельности стимулов для выхода на качественно новый уровень, в том числе уровень инвестиционной привлекательности, соответствующий образу современного динамично развивающегося университета в условиях технопарковой идеологии и соответствующих научно-инновационных кластеров Новосибирской области.

Эти и некоторые другие проблемы, актуализируют необходимость поиска и использования новых подходов к управлению научно-исследовательским процессом в университете.

3. Системные задачи
3.1. Развитие фундаментальной и прикладной науки и ее интеграции с образовательным процессом.

Развитие фундаментальной и прикладной науки и ее интеграции с образовательным процессом является одной из ключевых задач научной деятельности университета. При этом уровень фундаментальных и прикладных исследований с необходимостью должен соответствовать современным стандартам актуальности и научности российских и мировых критериев.

Требуется широкое вовлечение в процесс фундаментальных и прикладных исследований, выполняемых на должном уровне, студентов, аспирантов, соискателей, докторантов и других сотрудников университета, что обеспечит эффективную и естественную интеграцию научно-исследовательской деятельности и образовательного процесса.

Только при выполнении данной системной задачи университет может стать современным и эффективным учреждением высшего профессионального образования, конкурентно способным на рынке образовательных услуг в условиях «Болонского процесса» и выполняющим с опережением, в том числе, и нормативные требования Министерства образования и науки РФ.

3.2. Интегрирование основных направлений научно-исследовательской и инновационной сферы университета с технопарковой идеологией развития Новосибирской области и соответствующих научно-инновационных кластеров.

Среди задач технопарковой идеологии можно выделить такие как: формирование представления людей о назначении, смысле и структуре инновационной системы, продвижение инновационной культуры в обществе, определение путей развития региональной инновационной системы и координация этого процесса, объединение специалистов-единомышленников, формирование институтов инновационной системы, и др.

В формировании технопарковой идеологии НГПУ может и должна принадлежать одна из ведущих ролей среди вузов Новосибирской области. В данном контексте необходимо максимально быстро подготовить общество к восприятию новых продуктов и технологий посредством внедрения в учебный и научный процессы соответствующих императивов, реализовать процессы формирования инновационной культуры, интеллектуальной активности, а главное, нового мышления – как у тех, кто будет создавать и продвигать инновацию, так и у тех, кто ее потребляет и продуктивно использует.

Процесс внедрения инноваций затруднен по ряду причин; одна из важнейших – психология людей, инерция мышления, стереотипы как отдельных индивидов и социальных групп, так и всего общества в целом. Задача научно-исследовательского и образовательного процессов университета - максимально быстро преодолеть данные негативные стереотипы. 3.3. Создание среды (системной оболочки) для развития научно-исследовательской деятельности

Развитие фундаментальной и прикладной науки, включенность в технопарковую идеологию, а также в систему научно-инновационных кластеров Новосибирской области предполагает не столько меры исключительно административного характера, сколько (что соответствует сути технопарковой идеологии) процессы самоорганизации научно-инновационной деятельности, основанные на мотивированности сотрудников и достойной оценки их труда.

В связи с этим планируется разработать и реализовать оптимальную модель развития НИР и НИРС с минимум прямого управленческого вмешательства, с упором на саморазвитие и синергетические эффекты процесса НИР и НИРС на основе осознанной мотивации сотрудников и комплексной системы оценки их научной деятельности.

3.4. Оптимизация процесса подготовки кадров высшей квалификации: кандидатов и докторов наук.
  • Увеличение числа специализированных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций в НГПУ. Обеспечение защит кандидатских и докторских диссертаций сотрудниками, докторантами и аспирантами НГПУ в приоритетном порядке с компенсацией расходов по защитам из специализированного фонда НГПУ.
  • Разработка и внедрение системы объективной комплексной рейтинговой оценки текущей научной деятельности соискателей, аспирантов и докторантов.
4. Инструменты достижения целей
  • Создание условий для развития фундаментальных и прикладных исследований, соответствующих современным стандартам актуальности и научности на российском и мировых уровнях, и широкой вовлеченности в данный процесс студентов, аспирантов, соискателей, докторантов и других сотрудников университета.
  • Создание условий для активизации инновационной деятельности в научно-исследовательской сфере, основанной не столько на административных мерах, сколько на системе мотивации и адекватной оценки труда, как средства повышения конкурентно способности вуза.
  • Разработка механизмов объективной оценки и стимулирования инновационной активности ППС и студентов, аспирантов, соискателей и докторантов.
  • Создание условия для вовлечения в экономический оборот результатов научно-исследовательской деятельности. Формирование и развитие рынка объектов интеллектуальной собственности, обеспечение ее правовой охраны.
  • Создание и охрана объектов интеллектуальной собственности, фиксация прав интеллектуальной собственности, вовлечение их в учебный и хозяйственный оборот.
  • Создание межвузовских научных и инновационных центров, исследовательских лабораторий по приоритетным направлениям фундаментальной и прикладной науки.
  • Формирование межвузовского рынка интеллектуальной собственности на основе либерализации распределения прав на результаты научно-образовательной и научно-исследовательской деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета или с их привлечением.
5. Конкурентные преимущества университета как педагогического вуза в данных
  • Собственно научная деятельность. Развитие научных школ по приоритетным направлениям фундаментальной и прикладной научной и научно-инновационной деятельности как силами ППС, так и ППС совместно со студентами, соискателями, аспирантами и докторантами.
  • Опосредованное включение потенциала вуза в инновационный процесс области через формирование среды подготовки студентов для деятельности в складывающихся условиях общественной жизни. Действительно, для выпускников школ, которые пойдут в вузы, определяющим является создание мотивации и аксиологии, а также навыков творческой деятельности еще в школе, примерно, в 6-7 классе. В данном процессе роль учителя незаменима. От того, как подготовлен педагог, имеет ли он сам навыки творческой работы, может ли увлечь школьников деятельностью в естественнонаучной сфере, наконец, как он сам подготовлен в данной области, и завит то, как выпускники школы придут в вузы.

По данному направлению в университете имеется большой задел и ресурсный потенциал, который необходимо актуализировать и использовать как конкурентное преимущество.

6. Ожидаемые результаты
  • Развитие процесса фундаментальных и прикладных научных исследований и инновационной деятельности на их основе.
  • Сосредоточение и концентрация ресурсов в области научной и инновационной деятельности на приоритетных направлениях исследований и разработок, соответствующих технопарковой идеологии и приоритетным кластерам научно-инновационной деятельности Новосибирской области.
  • Опережающее соответствие научно-исследовательской деятельности НГПУ критериям, предъявляемым к университетам.
  • Обеспечение эффекта мультипликации полученных результатов НИР и НИРС с выходом на внешних клиентов.
  • Повышение престижа, конкурентно способности и инвестиционной привлекательности НГПУ для внутренних и внешних инвесторов.
  • Оптимальная инфраструктура воспроизводства циклов научно-исследовательской деятельности.
  • Переход от субсидиарного принципа внутреннего финансирования научной деятельности к инвестиционному, ориентированному на востребованный продукт.
  • Повышение ответственности сотрудников вуза на всех уровнях деятельности НИР и НИРС.
  • Обеспечение опережающего удовлетворения потребностей внешних и внутренних клиентов в результатах НИР и НИРС.
  • Повышение мотивации всех сотрудников к проведению НИР и НИРС.
  • Обеспечение прямой связи достижений сотрудников и подразделений в научной и научно-инновационной деятельности с новой системой оплаты труда.
7. Системные направления программы развития НИР НГПУ

Достижение нового качества деятельности возможно за счет реализации мероприятий по таким ключевым направлениям как:

  • Модернизация системы управления НИР и НИРС.
  • Реорганизация инфраструктуры НИР и НИРС.
  • Развитие международного и межорганизационного партнерства.
  • Укрепление кадрового потенциала сферы НИР и НИРС.
  • Развитие системы подготовки кадров высшей квалификации.
  • Создание системы реализации продукции НИР и НИРС.
7.1. Модернизация системы управления НИР
  • Сосредоточение научно-исследовательской деятельности НГПУ по нескольким укрупненным направлениям фундаментальных и прикладных исследований, которые обладают инвестиционной привлекательностью и/или нацелены на решение фундаментальных проблем по приоритетным направлениями развития современной науки, кластерам Новосибирского технопарка.
  • Разработать и внедрить систему рейтинговой оценки НИР и НИРС по приоритетным темам НГПУ в соответствии с критериями, близкими к принятым в европейских университетах, а также критериев оценки результативности НИР и НИРС, используемых в практике новой системы оплаты труда.
  • Организация научных олимпиад учащихся и студентов на базе НГПУ с привлечением учащихся и студентов Сибирского региона.
  • Создание оперативной системы апробации результатов НИР и НИРС с использованием современных ИКТ.
  • Разработка системы стимулирования мотивации творческой и научной активности сотрудников, докторантов, аспирантов, соискателей и студентов.
  • Расширение использования в практике управления конкурсных механизмов стимулирования научного творчества.
  • Создание университетского фонда поддержки фундаментальных и прикладных исследований и инновационных разработок.
  • Расширение практики академического обмена и обучения на договорной основе в аспирантуре и докторантуре преподавателей вузов Сибири, ближнего и дальнего зарубежья.
7.2. Реорганизация инфраструктуры НИР
  • Создание научно-образовательных и внедренческих центров совместно с институтами СО РАН, СО РАМН, ВАСХНИЛ.
  • Организация филиалов кафедр в учреждениях системы образования для научного руководства, расширения сферы влияния и внедрения научных разработок университета в практику педагогического сообщества региона.
  • Усиление работы структур, функционально ориентированных на поиск внешних источников финансирования научной деятельности (фандрайзинг).
  • Создание на базе РИО НГПУ современного издательства, занимающегося выпуском и распространением научной, учебно-методической и дидактической продукции.
  • Развитие системы периодических изданий популяризирующих научные достижения и разработки сотрудников и партнеров НГПУ. Открытие журнала «Вестник НГПУ» по естественнонаучному, гуманитарному и филологическому направлениям с изданием в электронном виде и регистрацией в ИНФОРМРЕГИСТРЕ с последующим получением грифа ВАК.
  • Переход к изданию существующих в университете научных журналов в том числе в электронном виде и их регистрацией в ИНФОРМРЕГИСТРЕ с последующим получением грифа ВАК.
7.3. Международное и межорганизационное партнерство
  • Создание системы договорных отношений с зарубежными и отечественными научно-образовательными центрами на осуществление совместной научно-образовательной, инновационной и исследовательской деятельности.
  • Формирование и закрепление роли НГПУ как межрегионального центра научно-инновационной, образовательной активности (центра повышения квалификации, центра развития инновационных компетенций, конференций, семинаров, обучения по программам поствузовского образования).
  • Создание системы научно-методической поддержки образовательных учреждений Новосибирской области, в том числе через организацию системы филиалов кафедр.
7.4. Укрепление кадрового потенциала
  • Увеличение количества диссертационных советов регионального уровня и продуктивности их деятельности с основной направленностью на укрепление кадрового (научного и преподавательского) потенциала НГПУ.
  • Обеспечение научных стажировок преподавателей университета в ведущих международных и российских научно-образовательных центрах.
  • Создание открытой конкурсной системы отбора наиболее квалифицированных преподавателей, внедряющих результаты НИР в учебный процесс, для работы в вузе.
  • Разработка механизмов текущей объективной комплексной рейтинговой оценки деятельности студентов, аспирантов, соискателей и докторантов.
7.5. Создание системы реализации продукции НИР
  • После принятия соответствующих законодательных актов Российской Федерации создание при университете малых предприятий, по реализации продукции инновационного сектора НГПУ, действующих на условиях экономического партнерства между НГПУ, руководителями и коллективами, осуществляющими научно-инновационную деятельность. Разработка Положения, регламентирующего деятельность малых предприятий по реализации продукции инновационного сектора НГПУ, в том числе формализующего экономические и правовые взаимоотношения НГПУ с руководителями и коллективами, осуществляющими научно-инновационную деятельность.
  • В области инновационной деятельности переход от прямого административного управления к его диверсификации, в том числе на основе экономических критериев оценки эффективности инновационной деятельности при сохранении ее включенности в контекст приоритетных направлений развития фундаментальной и прикладной науки, а также научных школ НГПУ. Разработка Положения об инновационной деятельности сотрудников и подразделений НГПУ и ее экономическом и правовом регулировании.