Целевая подпрограмма модернизации образовательной деятельности ГОУ ВПО НГПУ

1.Характеристика проблем развития образовательной деятельности

Основой государственной системы подготовки профессиональных кадров высшей квалификации для всех отраслей экономики и социальной сферы являются оснащенные современным техническим оборудованием, укомплектованные высококвалифицированными кадрами, крупные и финансово устойчивые образовательные и научные организации. Эта позиция заявлена в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года.

Для образовательного учреждения профессионального образования, независимо от уровня и вида, образовательная деятельность является одним из ключевых направлений деятельности, посредством которой возможно удовлетворение потребностей личности, общества, государства в создании условий для профессионального совершенствования и развития человеческого капитала.

Глубокие изменения в политической, экономической, технологической и социальной сферах жизни российского социума оказывают значительное влияние на требования, предъявляемые со стороны государства и общества российской высшей школе.

К числу факторов, оказывающих непосредственное влияние на необходимость переосмысления и модернизации образовательной модели конкретного вуза, относятся:

  • актуализация потребности национальной экономики и системы общего и профессионального образования в кадрах, адекватных задачам развития инновационной экономики: именно от эффективности деятельности образовательной системы в целом зависит качество высококвалифицированных кадров, способных решать актуальные проблемы развития производства товаров и услуг и находить инновационные пути развития отечественной экономики. Особую роль в развитии российского образования призваны сыграть вузы, ведущие подготовку педагогических кадров для различных уровней образовательной системы.
  • повышение уровня конкуренции на рынке международных образовательных услуг: образовательная система является не только каналом государственных инвестиций в человеческий капитал и инструментом управления кадровой политикой, но и отраслью новой экономики знаний, функционирующей в соответствии с рыночными законами «спроса и предложения». Одним из средств повышения конкурентоспособности образовательной системы в современных условиях является становление систем менеджмента качества, снижение издержек за счет унификации и стандартизации процессов и т.п.
  • повышение уровня конкуренции на рынке высшего профессионального образования: последние два десятилетия развития рынка образовательных услуг отмечены последовательными процессами роста числа вузов, предоставляющих образовательные услуги, расширением охвата региональных рынков посредством развития филиальной сети и других инструментов продвижения образовательных услуг, расширением предложения образовательных программ. Расширение «предложения» по образовательным услугам сталкивается с противоположной тенденцией со стороны потребительского сегмента рынка: в связи с демографическими процессами и экономическим кризисом объективно снижается платежеспособный спрос. В этих условиях с особой остротой встает проблема выработки политики продвижения образовательных услуг, адекватной усиливающейся конкуренции.
  • задачи модернизации системы профессионального образования: переход на образовательные стандарты нового поколения и двухуровневую систему подготовки (бакалавриат – магистратура): изменение государственных стандартов профессиональной подготовки, интеграция в существующую модель управления образовательным процессом новых элементов и инструментов управления, – кредитно-модульная система, институт тьюторов и т.д.
  • интенсивное развитие образовательно-технологической среды, предоставляющей как новые возможности, так и угрозы с точки зрения, как объема, так и качества образовательных услуг: активное продвижение информационных технологий ориентированных на создание и использование новых методических и дидактических средств в образовательном процессе, а также новые способы предоставления образовательных услуг потребителю (дистанционное образование) требует не только принципиального решения вопроса о необходимости постоянных вложений в обновление технической базы, но и рационального, взвешенного подхода к отбору образовательно-технологических инноваций и ясного понимания того как повлияет то или иное нововведение на качество образовательного процесса или на экономическую эффективность деятельности по предоставлению образовательных услуг.

Эти и некоторые другие проблемы, актуализируют необходимость поиска и использования новых подходов к управлению образовательной деятельностью университета.

Одним из таких подходов является программно-целевой метод, используемый в практике управления и показавший свою эффективность как на макроуровне, так и на уровне управления отдельными организациями.

Программно-целевой подход позволяет:

а)установить четкие целевые ориентиры для принимаемых управленческих решений;
б)установить взаимосвязь между достижением целевых показателей, временем и ключевыми ресурсами;
в)перераспределить ключевые ресурсы (включая временной ресурс) в пользу наиболее важных направлений деятельности.

2.Идеализированная модель организации образовательной деятельности НГПУ

Основными чертами новой идеализированной модели организации учебной деятельности вуза в целом и отдельных структурных подразделений должны стать

  • Система организации учебного процесса, учитывающая особенности двухуровневой системы образования, ориентированная на оптимизацию издержек, но отвечающая требованиям поддержки высокого качества предоставляемых образовательных услуг;
  • Наличие сильной взаимосвязи между научной и инновационной деятельностью и образовательной деятельностью структурных подразделений университета.
  • Наличие эффективной координации деятельности структурных подразделений по открытию и реализации образовательных программ профессиональной подготовки, востребованных целевыми группами потребителей, вне зависимости от формы обучения;
  • Наличие механизмов оптимизации содержания и форм реализации образовательных программ, в зависимости от профиля, уровня и запросов целевых потребительских групп;
  • Функционирование и развитие системы поддержки творческих инициатив по разработке и продвижению программ дополнительного образования, востребованных рынком образовательных услуг;
  • Наличие эффективной взаимосвязи структурных подразделений университета с образовательными учреждениями и учебно-методическими центрами региональной системы образования;
  • Наличие конкурентоспособной модели продвижения образовательных услуг университета на международном, федеральном и региональном рынке образовательных услуг.

В результате модернизации образовательной системы НГПУ, а также соответствующей информационно-разъяснительной работы направленной на изменение мотивационно-целевых установок сотрудников, вовлеченных в процесс образовательной деятельности, вуз должен получить:

  • эффективную систему управления развитием образовательных услуг, удовлетворяющих актуальные потребности личности, общества и государства;
  • уменьшение зависимости от внешних факторов, угрожающих снижению внебюджетных доходов от образовательной деятельности.

3.Направления реализации мероприятий по развитию образовательной деятельности НГПУ

Достижение нового качества деятельности возможно за счет реализации мероприятий по таким ключевым направлениям как:
  • Модернизация управления учебным процессом
  • Интеграция научно-исследовательской и образовательной деятельности
  • Создание и развитие модели образования в течении всей жизни (3L) на основе комплекса образовательных программам основного и дополнительного образования
  • Формирование оптимальной кадровой структуры научно-педагогических работников, соответствующей задачам инновационного развития научной и педагогической деятельности. Развития способности персонала работать в условиях рынка образовательных услуг.
  • Формирование заказа на подготовку профессиональных кадров для региона с целью развития социального партнерства, научно-прикладного участия университета в методологическом обеспечении деятельности учреждений дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования.
  • Создание и реализация образовательных проектов, направленных на интеграцию университета в международное образовательное пространство

4.Программные мероприятия по модернизации образовательной деятельности

1.Модернизация управления учебным процессом
1.1.Разработка новой структуры учебного процесса, соответствующей международным стандартам и лучшим образцам отечественного опыта. Переход на кредитно-модульную систему организации образовательного процесса
1.2.Организационное развитие оптимизации системы кафедр и факультетов (интеграция кафедр по направлениям и профилям подготовки бакалавров)
1.3.Создание системы мониторинга удовлетворенности работодателя качеством подготовки специалистов и отработка регламентов внесения изменений в образовательные программы профессионального обучения педагогов;
1.4.Отработка механизмов унификации и стандартизации регионального и вузовского компонентов базисных учебных планов по профилям подготовки и по блокам естественнонаучных, гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
1.5.Создание единого Института заочного и дистанционного обучения.
2.Интеграция научно-исследовательской и образовательной деятельности
2.1.Создание сети кафедральных научно-исследовательских лабораторий, ориентированных на привлечение обучающихся к научно-исследовательской и инновационной деятельности в рамках учебного процесса;
2.2.Создание системы межфакультетских Советов по решению проблем развития инновационной деятельности
2.3.Создание интегративных механизмов реализации научных и образовательных проектов совместных с лабораториями академических институтов СО РАН, СО РАМН, СО РАСХН.
2.4.Создание института стажеров и научных сотрудников.
2.5.Создание в рамках ИОДО лаборатории по разработке электронно-дидактических средств обучения
3.Создание и развитие модели образования в течении всей жизни (3L) на основе комплекса образовательных программам основного и дополнительного образования
3.1.Открытие образовательных программ по подготовке магистрантов по профилям, имеющим достаточное кадровое и методическое обеспечение
3.2.Развитие образовательной инфраструктуры через углубления сотрудничества с ММЦ
3.3.Инвентаризация программ дополнительного образования и их позиционирование в образовательном пространстве РФ.
3.4.Разработка программ дополнительного образования, ориентированных на взрослых
4.Формирование оптимальной кадровой структуры научно-педагогических работников, адекватной задачам инновационного развития научной и педагогической деятельности. Развития способности персонала работать в условиях рынка образовательных услуг.
4.1.Изменение системы расчёта учебной нагрузки преподавателей (не по аудиторным часам, а по объему реализованной учебной программы и количеству студентов, ее осваивающих), учитывающей вклад работника в результаты научно-исследовательской и инновационной деятельности
4.2.Введение системы регистрации студентов на изучаемый курс преподавателя по выбору.
4.3.Диверсификация спецкурсов и факультативов в рамках каждого направления и профиля.
5.Формирование заказа на подготовку профессиональных кадров для региона с целью развития социального партнерства, научно-прикладного участия университета в методологическом обеспечении деятельности учреждений дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования.
5.1.Определение форм реализации образовательных программ с учётом профиля специальности, обеспечения учебного процесса, запросов целевых потребительских групп.
5.2.Институциональное развития сотрудничества университета и структурных подразделений с региональной системой образования (договора с базовыми ОУ, открытие филиалов кафедр)
5.3.Расширение практики научно-методического руководства педагогами и учащимися в образовательных учреждениях области
6.Создание и реализация образовательных проектов, направленных на интеграцию университета в международное образовательное пространство
6.1.Открытие центров по реализации международных образовательных программ (китайского, японского, французского и т.д.);
6.2.Открытие представительств НГПУ в зарубежных вузах
6.3.Обеспечение практики академической мобильности студентов и преподавателей в рамках международного и федерального образовательного пространства
6.4.Заключение договоров о выдаче двойных дипломов с вузами-побратимами