Научно-исследовательская лаборатория «Проблемы духовно-нравственной культуры и православной антропологии»

НИЛ "Проблемы духовно-нравственной культуры и православной антропологии" была организована в 2007 году и является структурным подразделением института культуры и молодежной политики , осуществляет свою деятельность на материально-технической и кадровой базе кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности

Заведующий научной лабораторией - проф.кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности ИКиМП кандидат филологических наук Стрельцова Маргарита Ивановна

РЕЗЮМЕ руководителя НИЛ "Проблемы духовно-нравственной культуры и православной антропологии" ИКиМП Стрельцовой Маргариты Ивановны

В 1967 году окончила Новосибирский государственный университет, получив квалификацию «филолог». С 1967-1969 год работала ассистентом, а затем старшим преподавателем Горно-Алтайского педагогического института. В 1969 году поступила в аспирантуру при кафедре русского языка Ленинградского педагогического института им. А.И.Герцена( ныне Российского государственного педагогического университета). В 1972 году окончила аспирантуру и в 1973 году защитила кандидатскую диссертацию. С 1975 года работаю в Новосибирском государственном педагогическом университете последовательно в качестве ассистента, старшего преподавателя, доцента кафедр русского языка, общего и исторического языкознания, социально-культурной и библиотечной деятельности. Читаю курсы : основы православной культуры, русская словесность, лингвокультурология. Научные интересы в последние 10 лет – культурно-историческое наследие русской словесности, воспитательный потенциал православной культуры России , методическое обеспечение школьного комплексного курса « Основы религиозных культур и светской этики».Координирую с 2002 года ежегодные Новосибирские Кирилло-Мефодиевские чтения. Являюсь редактором сборников научных докладов « Духовно-нравственные основы российской культуры и образования», организую работу Новосибирского Открытого университета православной культуры. Неоднократно получала гранты муниципального и регионального уровней по номинациям «Воспитание и образование молодежи на основе традиционной культуры», « Сохранение семейных ценностей». Участвовала в грантовом конкурсе Московской Патриархии РПЦ « Православная инициатива». В настоящий момент моя заявка успешно прошла первый тур, ожидаю завершения второго тура этого конкурса на 2015-2016 год.

Имею более 50 печатных работ, в т.ч. в изданиях , входящих в список РИНЦ. Неоднократно выступала с докладами на Международных Московских Рождественских Чтениях. Как зав.НИЛ подготовила договор о научно-методическом и духовно-просветительском сотрудничестве между НГПУ и Новосибирской Митрополией РПЦ. В 2013 году получила лицензию на авторскую программу повышения квалификации учителей « Православная культура в начальной школе общеобразовательных учреждений», реализация которой идет через Институт культуры и молодежной политики НГПУ. За 2014 год эту программу освоили 35 слушателей – будущие преподаватели модуля «Основы православной культуры» в начальной школе. В 2013 году сотрудниками НИЛ была подготовлена и проведена программа повышения квалификации для студентов ФКиДО и педагогов города и области « Культура родительства» по лицензии Ассоциации независимых педагогических экспертов при Управлении образования мэрии г.Новосибирска.

Имею награды: Почетный работник высшего профессионального образования, Заслуженный работник культуры РФ, Почетные грамоты и благодарности регионального и муниципального уровня, Министерства образования РФ, Русской Православной Церкви.

Основной целью деятельности НИЛ "Проблемы духовно-нравственной культуры и православной антропологии» является обеспечение необходимых экономических и организационных условий для наиболее полного использования и развития научного потенциала Института культуры и молодежной политики НГПУ в целом, отдельных его подразделений и сотрудников в актуальной области сохранения традиционных ценностей российского общества и приобщения к ним учащейся молодежи

Область научных интересов: Православная антропология и духовно-нравственное воспитание детей и молодежи через приобщение к ценностям православной культуры России:

1. Анализ существующих научных представлений: Процессы глобализации в современном мире, кросскультурные и мультикультурные подходы к культуре и образованию, как части культуры, оттесняют на периферию гуманитарного знания духовно-историческое наследие, особенности цивилизационного пути, формировавшиеся в России не одно столетие. Стирается национальное и ментальное содержание российской культуры и образования, целью которых было духовно-нравственное воспитание народа. Как следствие, отход российской культуры от традиционных ценностей, изменение вектора аксиологии в образовании от воспитания личности к образовательным услугам. существует несколько подходов к решению проблемы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи:

  • приобщение к традиционным ценностям православной культуры;
  • приобщение к народной традиционной культуре в ее этническом своеобразии на территории РФ;
  • формирование активной социальной позиции через волонтерское движение молодежи и нек. др.

2. Научно-прикладной аспек духовно-нравственного воспитания личности:

Необходимы обобщение практического опыта, накопленного в российских регионах и актуализация педагогического наследия в области воспитания. В связи с введением в общеобразовательных учреждениях нового комплексного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» с целью формирования духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения детей остро стоит вопрос о научно-методических разработках материалов для модулей, входящих в новую комплексную дисциплину в общеобразовательных учреждениях РФ.

Сотрудники:

  1. доцент кафедры СКиБД, кандидат филологических наук, Долгушин Д.В.
  2. доцент кафедры СКиБД, кандидат культурологии, Цыплакова С.М.
  3. доцент кафедры СКиБД, кандидат искусствоведения, Мурашова Н.С.
  4. доцент кафедры СКиБД, кандидат педагогических наук, Капустина Ю.В.
  5. научный сотрудник НИЛ, Ватутин К.И.

Задачи:

  • задачи НИЛ связаны с решением проблем возвращения образования к культурно-историческому наследию в соответствии с задачами, которые стоят перед современным российским обществом в контексте актуализации духовно-нравственных вопросов в отечественной культуре. В связи с главным направлением решаются следующие задачи;
  • проведение научно-исследовательской и научно-методической работы в области духовно-нравственного воспитания молодежи через приобщения к культурно-историческому наследию православной культуры России;
  • обеспечение условий для интеграции образования и науки, передача научных разработок в области духовно-нравственного воспитания в учебный процесс высшей и средней школы;
  • становление и развитие актуальной области гуманитарного знания – православной антропологии,, религиозно-философской культуры - путем привлечения к научно-исследовательской работе данного направления под руководством ведущих специалистов НИЛ сотрудников кафедр ИКиМП , работников культуры и искусства, педагогов школ, студентов НГПУ и других вузов Новосибирска , учащихся общеобразовательных школ и иных заинтересованных лиц;
  • обсуждение результатов научных исследований сотрудников Лаборатории, внешнее рецензирование публикаций, авторефератов диссертаций, дипломных работ по проблематике духовно-нравственного воспитания молодежи в рамках научно-методических семинаров и круглых столов;
  • редакционно-издательская работа с целью публикации научных и научно-методических трудов, отражающих результаты научных исследований сотрудников Лаборатории (в том числе научных монографий, статей, сборников научных статей, учебников, учебных и учебно-методических пособий, учебных программ, хрестоматий и практикумов) по проблематике НИЛ;
  • организация и проведение научных конференций по профилю деятельности Лаборатории;
  • установление контактов и развитие сотрудничества с ведущими специалистами, научно-исследовательскими и педагогическими коллективами г. Новосибирска, Новосибирской области, других регионов Российской Федерации по вопросам обновления гуманитарного образования в контексте культурно-исторических ценностей и наследия православной культуры, а также комплексных проблем гуманитарного образования;
  • расширение международного сотрудничества с зарубежными научными и учебными учреждениями (вузами, научными фондами, ассоциациями, обществами и т.д.), Русской Православной Церковью и общественными организациями с целью объединения научных и практических усилий в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

Основные направления и результаты деятельности лаборатории:

  1. Разработка научно-методических основ включения православной культуры в современное гуманитарное образование;
  2. Историческое исследование научного наследия российской педагогической науки в области духовно-нравственного воспитания
  3. Исследование наследия русской религиозно-философской культуры и его использования в современном образовании
  4. Расширения научно-методического диалога с общеобразовательными учреждениями в контексте духовно-нравственного образования 
  5. Научно-методическое обеспечение работы учителей школ и преподавателей вузов в области просвещения: разработка рабочих тетрадей, учебных пособий, издание научно-методических сборников по истории православной культуры.

Основные публикации

  1. Долгушин Д.В. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. Перевод В.А. Жуковского / Ред. коллектив: Ф.З. Канунова (гл. редактор), И.А. Айзикова (подгот. текста и Приложений), свящ. Д. Долгушин (подгот. текста, Приложений и коммент.). СПб.: Дмитрий Буланин, 2008. 566 с.
  2. Долгушин Д.В. В.А. Жуковский и И.В. Киреевский: из истории религиозных исканий русского романтизма. М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. 352 с. (Коммуникативные стратегии культуры).
  3. Долгушин Д.В. Новый Завет в переводе В.А. Жуковского: история создания и публикации // Древнерусское духовное наследие в Сибири: научное изучение памятников традиционной русской книжности на востоке России: сб. науч. ст.: в 2 т. / Сост. и отв. ред. Е.И. Дергачева-Скоп и В.Н. Алексеев. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2008. Т. 2 С. 299–304.
  4. Долгушин Д.В. Тема спасения от зла в творчестве Н.В. Гоголя // Источниковедение в школе: Журнал для учащих и учащихся. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2009. № 1–2. С. 85–98.http://www.orthgymn.ru/publish/istved/iv1-09/2009-1.pdf
  5. Долгушин Д.В. Духовная проза Н.В. Гоголя // Источниковедение в школе: Журнал для учащих и учащихся. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2009. № 1–2. С. 128–135.http://www.orthgymn.ru/publish/istved/iv1-09/2009-1.pdf
  6. Долгушин Д.В. «Нужно вспомнить человеку, что он высокий гражданин высокого небесного гражданства»: Письмо Н.В. Гоголя В.Г. Белинскому // Источниковедение в школе: Журнал для учащих и учащихся. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2009. № 1–2. С. 154–166. http://www.orthgymn.ru/publish/istved/iv1-09/2009-1.pdf
  7. Долгушин Д.В., Цыплаков Д.А. Мировоззренческие основания византийской патристики // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2009. Т. 7. Вып. 4. С. 109–115.
  8. Долгушин Д.В. «Кончина Жуковского, кончина праведника…» (кончина Жуковского в свидетельствах протоиерея Иоанна Базарова, Е.А. Жуковской и Х.Х. Рейтерна) // Жуковский. Исследования и материалы. Вып. 1. / Под ред. Янушкевича А.С., Айзиковой И.А. Томск: ТГУ, 2010. С. 322–348.
  9. Долгушин Д.В. «Весь этот том будет проза…» (к истории неосуществленного замысла сборника религиозно-философской прозы В.А. Жуковского) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История. Филология. 2011. Т. 10. Вып. 8. С. 139–148.
  10. Долгушин Д.В. О языке и стиле библейских переводов В.А. Жуковского // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История. Филология. 2011. Т. 11. Вып. 9: Филология. С. 153–162.
  11. Долгушин Д.В. Литургическая тема в павловском цикле стихотворений В.А. Жуковского // Русская литература в литургическом контексте: Сборник научных статей / Отв. ред. Л.А. Ходанен. Кемерово: КГУ, 2011. С. 35–47. http://russian-literature.com/ru/publications/kemerovo/svyashch-dmitriy-dolgushin-liturgicheskaya-tema-v-pavlovskom-cikle-stihotvoreniy-v-zhukovskogo
  12. Долгушин Д.В. Религиозная интерпретация русской классической литературы: между доктринологией и персонологией // Toronto Slavic Quarterly. № 44. Spring 2013. С. 322–329. http://www.utoronto.ca/tsq/44/tsq44_dolgushin.pdf
  13. Долгушин Д.В. Религиозно-философская культура России. Учебное пособие для студентов вузов нефилософских специальностей. Ч. 1, 2. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2011. 333 с.; 261 с. Ч. 1: http://oopnm.ru/wp-content/uploads/2012/03/phil-1.pdf Ч. 2: http://oopnm.ru/wp-content/uploads/2012/03/phil-2.pdf
  14. Долгушин Д.В. Православная культура России. Учебно-методический комплекс. Новосибирск: НГУ, 2011. 113 с.
  15. Долгушин Д.В, Цыплаков Д.А. Православная культура России. Учебно-методическое пособие. Новосибирск: НГУ, 2011. 173 с.
  16. Долгушин Д.В. Православная культура России. Учебное пособие. Новосибирск: НГУ, 2012. 119 с.
  17. Долгушин Д.В. Православная культура России. Электронный лекционный курс – мультимедийная презентация лекционного курса. Новосибирск: НГУ, 2012.
  18. Стрельцова М.И. Пути приобщения детей начальной школы к Православной культуре России на уроках чтения: Сб. научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2014г. в 15 частях: Часть 13.Тамбов,2014: Издательства « ТРОО» «Бизнес, Наука, Общество»
  19. Стрельцова М.И. Семья, школа, церковь: сотрудничество в нравственном воспитании детей и молодежи: Материалы VI Новосибирских Рождественских образовательных чтений : Новосибирск,2005
  20. Стрельцова М.И. Церковь и образование: пути сотрудничества: Макарьевские чтения: Материалы IV Международной конференции(21-22 ноября 2005г.) : Горно-Алтайск,2005. 
  21. Стрельцова М.И.Воспитание детей и молодежи через нравственные ценности и культуру: Материалы VII Новосибирских Рождественских образовательных чтений : Новосибирск,2006 

  22. Стрельцова М.И. О имянаречении в Древней Руси (по Новгородской I летописи старшего периода) : Тэхнэ грамматикэ (Искусство грамматики): Выпуск: Новосибирск,2005
  23. Стрельцова М.И. Пословицы и поговорки на тему «Бог-Вера», собранные В.И.Далем: Тэхнэ грамматикэ (Искусство грамматики)// Выпуск 2: НГУ. Новосибирск: 2007
  24. Стрельцова М.И. Народное художественное творчество как компонент духовной доминанты русской культуры// Сб. : Духовно-нравственные основы российской культуры и образования//Материалы Новосибирских Кирилло-Мефодиевских чтений : Новосибирск, 2006
  25. Стрельцова М.И. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи как общая задача органов образования и Русской православной церкви: Социокультурные проблемы современной молодежи //Материалы II Международной научно-практической конференции (18-22 апреля 2007г) : Новосибирск, 2008
  26. Стрельцова М.И. Сохранение духовной доминанты в содержании подготовки специалистов по народной художественной культуре в контексте образовательной политики ХХIв .// Устойчивое развитие и культура регионов: Международная научно-практическая конференция: Кемерово, 2007
  27. Стрельцова М.И. Православная церковная лексика в словарях ХХв :. Сб.: Тэхнэ грамматикэ (Искусство грамматики) // Выпуск 3 : Изд-во НГУ : Новосибирск, 2008.
  28. Стрельцова М.И. Наблюдение над художественными особенностями Слова Иоанна Златоуста на Вербное воскресение (по Успенскому сборникуXII-XIIIвв.) // Ars philologica. Изд-во НГПУ: 2010
  29. Стрельцова М.И. Прочесть исторические тексты заново( Историко-культурный анализ текста памятника 16 в. Домострой) : Рассуждение о языке и тексте: Межвузовский сборник научных трудов : Новосибирск,2008 28.Стрельцова М.И., Капустина О.В. Когда семья вместе: Пособие для педагогов и родителей: Новосибирск, 2010
  30. Стрельцова М.И. Православный календарь в Домострое// Красноярские Кирилло-Мефодиевские чтения,: Красноярск, 2012
  31. Стрельцова М.И., Капустина О.В. , Тарасевич Н.А. Аксиологический потенциал традиционной культуры в дискурсе семьи и родительства // Сибирский педагогический журнал: № 5 , 2013
  32. «Слова» Иоанна Златоуста в Успенском сборнике XII – XIII вв. как школа церковнославянской словесности// Вестник НГУ//Выпуск « Филология», 2015
  33. Стрельцова М.И. Культурно-историческое наследие русской словесности. Монографические очерки Новосибирск, Изд-во « Сибирская горница» , 2011, 126с.