Научно-исследовательский институт философии образования
Руководитель: доктор философских наук, профессор, чл.-корр. МАИПТ, гл. редактор журнала «Философия образования» Наливайко Нина Васильевна.Создание НИИ философии образования:
Предыстория создания НИИ началась с 1995 г. с Международного конгресса под эгидой ЮНЕСКО «Образование и наука на пороге третьего тысячелетия», c формированием тесных научных контактов Новосибирского государственного педагогического университета и Института философии и права СО РАН. Эти контакты укрепились в результате совместного исполнения проекта ФЦП «Интеграция» на тему: «Новые технологии науки, образования и философия образования XXI века» (проект № МО 341) на базе ИФиПр СО РАН и НГПУ. В рамках этого же проекта в 1999 г. прошел II Международный конгресс «Новые технологии науки и образования на пороге III-го тысячелетия». По итогам Конгресса были изданы Материалы в 5-ти томах.
В 2000 г. проректор по научной работе НГПУ, член-корр. РАО, доктор физ.-мат. наук А. Ж. Жафяров выступил с идеей создания Научно-исследовательского института философии образования. 19 марта 2001 г. (Приказ № 220 – УМФ) такой Институт был создан.
Контакты:
- адрес: НИИ Философии образования, 329 аудитория (3 этаж корпуса ИИГСО НГПУ);
- тел.: 8 (383) 244-16-71;
- электронная почта: nii-fo@nspu.ru
- Научная школа «Философия образования»
Цель исследования: Анализ тенденций развития мирового и отечественного образования в новой геополитической ситуации и современном глобализирующемся мире.
Задачи исследования:
- рассмотреть влияние глобализации на тактику и стратегию образовательной политики в современных региональных и национальных образовательных пространствах;
- проанализировать специфику развития образовательных систем Востока и Запада в условиях глобализации. Рассмотреть проблемы взаимосвязи образования и воспитания в процессе подготовки специалистов;
- разработать пути повышения эффективности деятельности образовательных структур регионального уровня в целях усиления безопасности российского и национальных образовательных пространств в условиях глобализации.
Основные направления деятельности:
- анализ форм взаимодействия философии и философии образования; философско-методологическое осмысление становления философии образования как самостоятельной дисциплины;
- исследование эпистемологических, онтологических, аксиологических, ментальных и других аспектов современной философии образования;
- исследование методологической функции философии и специфики ее реализации в теории образовательного (воспитательного) процесса;
- философские основания современной теории воспитания;
- проблемы современной специфики интеграции науки и образования;
- рассмотрение динамики взаимодействия образования и культуры как институтов трансформации и сохранения гуманистических ценностей современного общества и личности;
- образование как ценности и ценности в образовании;
- инновационное образование как философская проблема;
- анализ проблем безопасности современной системы образования;
- философское осмысление специфики современной государственной политики и правовой регуляции в области отечественного образования;
- миросистемный подход к анализу вопросов прогнозирования развития отечественной системы образования;
- языковое образование как проблема философии образования.
- Исследован вопрос ответственности образования перед властью, которая глубоко связана с переориентацией на интерактивные способы обучения, переходом от передачи готовых знаний к формированию способов их самостоятельного добывания и использования. Констатирована новая ситуация, когда потребность в новом качестве трудовых ресурсов требуют значительного повышения уровня образования-воспитания, улучшения его качества, а результаты образования во многом зависят от собственной активности человека (идеология свободного образования).
- Установлено, что рост ответственности образования перед властью связан с пониманием образования как «ключа» к распространению демократии: в образовательных учреждениях происходит развитие тенденции их демократического обустройства и расширение векторов обучения самой демократии. Выполняется социальный заказ: демократическому обществу в условиях трансформации всех сфер общественной жизни требуются образованные граждане, обладающие знаниями и ценностями демократической жизни.
- Показано, что ответственность власти перед образованием требует от власти, органов управления образованием всех уровней четкого определения приоритетного характера развития и преобразования высшей школы, ее интеллектуальной, научно-технической, культурной составляющих с опережением общественного развития, недопущения безосновательного внедрения зарубежных моделей образования (воспитания). Необходимо усилить заботу об улучшении материального и социального положения профессорско-преподавательского состава, принять кардинальные меры по переоснащению учебного процесса и его обеспечению информационными средствами и каналами, по медиаподготовке преподавателей. Обеспечить физическое и духовное здоровье обучающихся, повысить роль воспитания в образовании молодежи, пресекать попытки тотально-информационного воздействия на сознание людей, пропаганду индивидуализма и прагматизма, культа насилия, распущенности нравов и др.
- Доказано, что глобальное образование – это не просто совокупность множества национальных образовательных пространств и систем. Это особая «мегасистема», в которой задаются и реализуются цели национальной и мировой образовательной политики, функционируют специфические связи и отношения между государствами и их образовательными системами, направленными на унификацию образования и создание условий обмена его продуктами, на всемерное расширение возможностей развития личности. Глобализация и информатизация общества значительно увеличивают риски и повышают ответственность каждого человека за свои действия. В этой связи выявлены место и роль философии образования в осмыслении проблем обеспечения культуры безопасности в образовании: а) как интегрированного мировоззренческого знания в области обеспечения безопасности социальных субъектов, техногенных объектов и антропогенных природных ландшафтов; б) как образовательной дисциплины со своим предметом и понятийным аппаратом; в) как сознательно-практической деятельности по обеспечению безопасного развития общества. Показано, что культура безопасности – это общеобразовательная общекультурная мировоззренческо-праксиологическая дисциплина об основах безопасной жизнедеятельности отдельных людей, социальных общностей и государства, о принципах безопасного поведения в общих ситуациях риска, опасностей, катастроф, их прогнозирования, предупреждения, преодоления и ликвидации последствий.
- Исследовано основное противоречие российской образовательной системы – между требованиями усложняющегося информационного социума, динамичного техногенного производства и существующим уровнем образовательно-воспитательной системы, социально-профессиональной зрелости молодежи. Установлено, что для разрешения этого противоречия философия образования должна преодолеть несоответствие между объективной потребностью в разработке теоретических проблем взаимодействия социальных и аксиологических основ развития отечественного образования и реальным состоянием изученности этих проблем.
КАДРОВЫЙ СОСТАВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ
СЕРИЯ ТРУДОВ ЖУРНАЛА «ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» (ПРИЛОЖЕНИЕ К ЖУРНАЛУ «ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»)
МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НИИ ФО ГОУ ВПО НГПУ