Научно-исследовательская лаборатория экологического образования

Руководитель -  доктор биологических наук, профессор Ердаков Лев Николаевич.

Контакты:
  • адрес: 114 "а"аудитория  (1 этаж корпуса Института детства НГПУ);
  • тел.: 8 (383) 244-11-37;
  • электронная почта: onik1@mail.ru.

Сотрудники лаборатории:
  1. Белогурова Ксения Сергеевна – сотрудник станции юных натуралистов (п. Краснообск).
  2. Горбачева Елена Дмитриевна –  учитель гимназии № 7.
  3. Довбня Светлана Евгеньевна –  сотрудник НИПКиПРО.
  4. Климова Татьяна Васильевна – старший преподаватель.
  5. Клочкова Ольга Валерьевна –  методист.
  6. Середович Людмила Сергеевна – учитель лицея № 13, руководитель кружка «Юный эколог».
  7. Тимонина Валентина Ивановна –  учитель школы № 175.
  8. Чернышова Ольга Николаевна –  кандидат биологических наук, доцент.
  9. Шестак Надежда Семеновна – студент 4 курса ИД НГПУ.
Лаборатория экологического образования создана 18 апреля 2005 года, является структурным подразделением Института детства НГПУ и осуществляет свою деятельность на базе кафедры педагогики и методики начального образования.

Основной целью деятельности Лаборатории экологического образования является проведение научных и научно-методологических исследований в сфере непрерывного экологического образования, обновление концепции такого образования, выработка его теоретических и методологических основ.

Направления непрерывного экологического образования:
  1. Первое связано с аккумулированием в образовательной практике идей экологической этики, разрабатываемой передовыми натурфилософами всего мира, т.е. поиск путей передачи школьникам ее постулатов для формирования нового мировоззрения, подготовкой теоретической базы проведения природоохранной работы педагогов.
  2. Второе находится в русле проблем возрастной педагогики и общей психологии, а именно: этологии и высшей нервной деятельности. Оно изучает способы закрепление полученной информации на разных этапах роста и развития организма, особенно запечатлевание (импринтинг) новой информации в разные чувствительные периоды становления личности.
  3. Третье предполагает разработку системы экологических аксиом, с которых и начинается построение биосферного мышления. Кроме того, в рамках этого направления проводится селекция экологического материала для разных групп обучающихся и, что не менее важно, подбираются наиболее действенные методические приемы обучения.
В соответствии с поставленной целью решаются и задачи этих комплексных исследований:
  1. Организовать экспериментальную работу с четырьмя возрастными группами обучающихся: дошкольниками, учениками начальной, средней общеобразовательной школы, студентами педагогических колледжей и вузов.
  2. Готовить к изданию и размещать на интернет-сайтах материалы теоретических исследований по становлению и формам экологического образования, а также результатам обработки экспериментальных материалов, собранных по авторским методикам и соответствующих поставленным целям.
  3. Проводить в различных образовательных учреждениях региона апробацию научных результатов по непрерывному экологическому образованию, расширять их внедрение, охватывая все большее число учащихся.
  4. Устанавливать и развивать контакты и сотрудничество с ведущими специалистами в области экологического образования, формировать контингент специалистов, поддерживающих непрерывное экологическое образование, одобряющих и использующих наши методы и идеи.
  5. Привлекать к проведению и разворачиванию этих исследований широкий круг специалистов-педагогов, экологов, работников природоохранных государственных и общественных организаций.
  6. Привлекать к сотрудничеству педагогов, студентов, школьников, готовить аспирантов, докторантов и соискателей, разрабатывающих различные проблемы экологического образования и воспитания.
Общее количество публикаций членов лаборатории: 51.

Важнейшие публикации:
  1. Анализ результатов выполнения апробационных работ по окружающему миру // Рез-ты участия общеобразоват. учреждений НСО в федеральном проекте «Доработка, апробация и внедрение инструментария и процедур оценки качества начального образования в соответствии с ФГОС»: Сборник статей - Новосибирск, Новосибирский институт мониторинга и развития образования. 2013. – с.66-78.
  2. Ердаков Л.Н., Чернышова О.Н., Сивова О.И. Тестовые задания по дисциплине «Естествознание». – Вестник педагогических инноваций. - № 3 (11). 2007. С. 118-137.
  3. Ердаков Л.Н., Чернышова О.Н., Сивова О.И. «Банк программно-дидактических тестовых материалов (ПДТМ)»  по дисциплине «Естествознание» № РОСС RU.СП16.Н00062 2007.
  4. Ердаков Л.Н., Чернышова О.Н. Экологические аксиомы, или учить экологии, чтобы выжить. – Местообитание. Журнал об экологии для жителей города. - №1, 2008. – с. 50-57.
  5. Ердаков Л.Н. Педагогический тупик экологического образования. Ж. Идеи и идеалы. №4(6) т.1 Новосибирск, 2010. С. 70-84.
  6. Ердаков Л.Н. Виртуальный учебный музей природы. В кн.: Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Мат. III Межрегион. Науч. Практ. Конф. – Томск, ОГКУ РЦРО, 2011 С.120-122.
  7. Ердаков Л.Н., Чернышова О.Н. Методические подходы к изучению экологического материала в первом классе общеобразовательной школы. -   Сибирский педагогический журнал. – 2010. - № 2. – С. 169-177.
  8. Ердаков Л.Н. Человек в биосфере: Учеб. Пособие. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 206 с. – (Высшее образование: Бакалавриат).
  9. Ердаков Л.Н., Чернышова О.Н. Экология Учеб. Пособие. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.– 360  (Магистратура).
  10. Ердаков Л.Н. Зоология с основами экологии Учеб. Пособие. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 222с. + Доп. Материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. – (Высшее образование: Бакалавриат).
  11. Ердаков Л.Н., О.Н. Чернышова. Растения и животные леса. Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. — 82 с.
  12. К. Волкодав, О.Н.Чернышова Методика использования живого уголка в обучении естествознанию и поддержании здоровья младших школьников // Подгот. конкурентоспособн. спец-ста на факультете нач. классов. Мат-лы н-пр. конф. студ. и аспир. Фнк- Новосибирск, НГПУ, 2007. – С.
  13. О.Н.Чернышова, З.Г. Екатериничева, Н.Н.Балацкий.  Проблема сохранения «Дендрологического парка» г.Новосибирска// Статья, доклад на конференции «Актуальные экологические проблемы Новосибирской области». – февраль 2012. – 44Кб. -  http://ecodelo.org/13362.
  14. О.Н. Чернышова.  Играем на природе и решаем задачи по экологии растений 26.07.13. http://ecodelo.org/rossiyskaya_federaciya/22949-igraem_na_prirode_i_reshaem_zadachi_po_ekologii_rasteniy-statia.
  15. Чернышова О.Н., Сивова О.И., Ларионова О.Г.  Результаты мониторинга качества предметных достижений учащихся начальной школы по предмету «Окружающий мир». В кн.: Результаты оценки качества предметных достижений обучающихся общеобразоват. учреждений НСО в 2008 г. (информацонно-аналитич. сборник). - Новосибирск: ОГУ «ОЦМО», 2008. – С.  66-87.
  16. Чернышова О.Н., Сивова О.И. Банк программно-дидактических тестовых материалов (ПДТМ)  по дисциплине «Окружающий мир». - Электр. публик. - № РОСС RU.СП22.Н00001 2008.
  17. Чернышова О.Н. Анализ результатов процедуры и диагностической работы по предмету «Окружающий мир» В кн.: Результаты оценки качества предметных достижений обучающихся общеобразовательных учреждений Новосибирской области в 2009 г.: информационно-аналитический сборник.
  18. Сост.: Ю.С. Захир, С.Ю. Полянская, Л.С. Лузгина, Т.В. Кусова. -  Новосибирск,  ОГУ «ОЦМО», 2009. – С. 234-251.
  19. Чернышова О.Н. Проектирование экологических троп. – Мат-лы конференции «Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы». – Материалы 3 межрегиональной научно-практической конференции – Томск: ОГГУ РПРО. – 2011.  с. 107-109.
  20. Чернышова О.Н., Ердаков Л.Н. Растения и животные водоема: пособие для проведения экологических экскурсий.– «НГПУ», ИОДО, 2012, № 0321203766. Электронное издание.