Научно-исследовательская лаборатория инновационных технологий образования

Руководитель - Жафяров Акрям Жафярович – доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой геометрии и методики обучения математики ИФМИЭО НГПУ.
Заслуженный работник высшей школы РФ. Его научные результаты лежат в области математической кибернетики. Им разработана теория устойчивости широкого класса динамических моделей экономики и демографии. На базе этой теории он решил известную в указанной области с 1948 г. международную проблему о противоречиях между мерами производства. В рамках этой теории им опубликовано 3 монографии, 3 учебных пособия, 18 статей. Лично под научным руководством А. Ж. Жафярова защищены 39 кандидатских и докторских диссертаций, в том числе 12 кандидатских диссертаций учителями и преподавателями Сибирского региона. Результаты деятельности А. Ж. Жафярова известны во Франции, Китае, США, Германии. 

Контакты:

  • адрес: 312 аудитория (3 этаж корпуса ИФМИЭО НГПУ);
  • тел.:8 (383) 269-90-05;
  • электронная почта: nauka2013@rambler.ru.

Сотрудники:
  1. Александрова Зоя Алексеевна – аспирант.
  2. Богатырев Андрей Витальевич – ведущий программист.
  3. Гейбука Светлана Васильевна –  кандидат педагогических наук, доцент.
  4. Дахин Александр Николаевич – кандидат педагогических наук, профессор.
  5. Дмитриева Аделаида Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент.
  6. Жафяров Ансар Акрямович – ведущий программист.
  7. Ильюк Виктория Александровна – секретарь.
  8. Качалова Галина Семеновна – кандидат педагогических наук, профессор;
  9. Ковшова Юлия Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент.
  10. Макаркина Оксана Владиславовна – аспирант.
  11. Пивоварова Жанна Филипповна – доктор биологических наук, профессор.
  12. Савченко Надежда Александровна – заведующая кабинетом.
  13. Серегин Григорий Михайлович – кандидат педагогических наук, профессор.
  14. Сухоносенко Марина Николаевна – старший преподаватель.
  15. Хасанов Алфат Исламович – кандидат педагогических наук, доцент.
  16. Хасанов Наиль Алфатович – старший научный сотрудник.
  17. Яровая Евгения Анатольевна – кандидат педагогических наук, доцент.
  18. Яруткин Александр Николаевич – старший научный сотрудник.
Научно-исследовательская лаборатория инновационных технологий образования создана в декабре 2005 года как структурное подразделение Института физико-математического и информационно-экономического образования и осуществляет свою деятельность на материально-технической и кадровой базе кафедры геометрии и методики обучения математике и других кафедр ИФМИЭО и ИЕСЭН.

Научно-исследовательской лаборатория инновационных технологий образования  была организована с целью создания организационных, материально-технических и финансовых условий для разработки методологии и технологии повышения компетентности учащихся, учителей и студентов-педагогов по математическим и естественнонаучным дисциплинам, теоретического и практического обеспечения работы учителей с детьми, одаренными в области математики и других естественных наук, и учащихся, занимающихся самообразованием и готовящихся к сдаче ЕГЭ.

Задачи:
  • проведение научно-исследовательской и научно-методической работы в области общего и профессионального математического и естественнонаучного образования и методологии педагогической науки;
  • обеспечение условий для  интеграции образования и науки, передача научных разработок в области методологии и технологии повышения компетентности участников образовательного процесса в практику общего и высшего профессионального образования;
  • развитие научно-методической школы профильного образования путем привлечения к научно-исследовательской работе под руководством ведущих специалистов Лаборатории аспирантов, магистрантов и студентов ИФМИЭО и ИЕСЭН, а также преподавателей образовательных учреждений Сибирского региона;
  • обсуждение результатов научных исследований сотрудников Лаборатории, внешнее рецензирование публикаций, авторефератов диссертаций, дипломных работ по проблематике, связанной с компетентностным подходом в образовании и другими инновационными технологиями образования;
  • редакционно-издательская работа с целью публикации научных и научно-методических трудов, отражающих результаты научных исследований сотрудников Лаборатории (в том числе научных монографий, статей, сборников научных статей, учебников, учебных и учебно-методических пособий, учебных программ, хрестоматий и практикумов) по проблематике, связанной с компетентностным подходом в образовании и другими инновационными технологиями образования;
  • организация и проведение научных конференций, семинаров и школ по профилю деятельности Лаборатории;
  • установление контактов и развитие сотрудничества с ведущими специалистами, научно-исследовательскими и педагогическими коллективами г. Новосибирска, Новосибирской области, других регионов Российской Федерации по вопросам математического и естественнонаучного образования и подготовки педагогических кадров для него.
Основные научные направления и результаты деятельности лаборатории:
  1. Разработка методологии и технологии повышения компетентности субъектов общего математического образования. Построены общие модели формирования и повышения компетентности по предмету / теме. Приведены их аналоги по математике. Написаны монографии, целостно излагающие теорию изучения математики на компетентностной основе, содержащие методологию и технологию преподавания данного предмета в школах. Изданы и внедряются специализированные учебные пособия. Опубликованы статьи о компетентном подходе в системе образования, в которых дано альтернативное толкование понятия компетенция, отличное от всех предшествовавших определений этого понятия. В рамках данного направления в 2011 году организован Региональный научно-методический семинар для учителей НСО и преподавателей педвузов СФО "Современные модели аттестации педагогических кадров системы общего образования". В 2012 году с успехом прошла Всероссийская научная школа с международным участием «Профильное обучение математике. Современные тенденции развития математического образования». В ноябре 2013 г. состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы повышения эффективности физико-математического образования в общеобразовательной школе».
  2. Формирование предметных компетенций по математике в аспекте подготовки учащихся общеобразовательных учреждений к ГИА и ЕГЭ. Результаты исследований нашли отражение в написании специализированных учебных и учебно-методических пособий, позволяющих организовать эффективную подготовку учащихся школ к итоговой государственной аттестации и единому государственному экзамену. С целью пропаганды инновационных технологий в этой области в 2011 году проведен Региональный научно-методический семинар для учителей НСО и преподавателей педвузов СФО "Задачи по планиметрии С4 ЕГЭ". В 2012 году организован Региональный научно-методический семинар для учителей математики  «Формирование предметных компетенций учителя математики в аспекте подготовки учащихся общеобразовательных учреждений к ГИА и ЕГЭ».
  3. Дидактическое обеспечение педагогической поддержки детей, одаренных в области математики.  Данное направление осуществляется в рамках сотрудничества НГПУ с Институтом педагогических исследований одаренности детей РАО и является составной частью проекта «Теоретические основания, формы выявления, развития и поддержки математической и естественнонаучной одаренности детей». Разработанные подходы к выявлению и поддержке одаренных детей апробируются при проведении секции «Физико-математические науки» Межвузовской научной студенческой конференции "Интеллектуальный потенциал Сибири" и университетской конференции «Шаг в науку». Работа с одаренными детьми включена в программу педагогической практики студентов и магистрантов ИФМИЭО.
  4. Фундаментальные и прикладные основы подготовки и переподготовки современного учителя. Основным результатом деятельности лаборатории в данном направлении стало открытие магистерской программы «Математическое образование» по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование» и совершенствование подготовки студентов по аналогичной программе бакалавриата. Сотрудники лаборатории одними из первых в университете пришли к идее создания современных дидактических средств на электронных носителях. Были получены свидетельства «Информрегистра» на 17 учебных пособий с электронным обеспечением.
Важнейшие публикации:
  1. Александрова З. А. Модель формирования компетентности будущего учителя математики по планиметрии // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 5. – С. 85-89.
  2. Жафяров А. Ж. Философские противоречия в интерпретациях понятий «компетенция» и «компетентность» // Философия образования. – 2012. – № 1 (40). – С. 163–169.
  3. Жафяров А. Ж. Компетентностные модели развития детей, одаренных в области математики // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 3. – С. 192-201.
  4. Жафяров А. Ж. Компетентностный подход к изучению школьного курса алгебры // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 8. – С. 64–68.
  5. Жафяров А. Ж. Методология и технология повышения компетентности учителей, студентов и учащихся по теме «Делимость целых чисел»: монография. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. – 218 с.
  6. Жафяров А. Ж. Методология и технология повышения компетентности учителей, студентов и учащихся по тригонометрии: монография: в 2 ч. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. – Ч. 1. – 235 с.; Ч. 2. – 217 с.
  7. Жафяров А. Ж. Элективный курс на компетентностной основе по теме «Делимость целых чисел»: учебное пособие. Новосибирск: НГПУ, 2013. – 102 с.
  8. Жафяров А. Ж. Методология и технология повышения компетентности учителей студентов и учащихся по теме "Линейная функция и ее приложения": монография. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. – 279 с.
  9. Жафярова А. Ж. ЕГЭ. Подготовка учащихся к решению задач по стереометрии: монография. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. – 240с.
  10. Zhafyarov, A. Zh. Elective course "Linear Equations, Inequalities, Systems and Populations. Parameters and USE": teaching aid: учебное пособие. – Novosibirsk: Pub. NSPU, 2012. – 135 c.
  11. Жафяров А. Ж. Математика. ЕГЭ 2011. Экспресс-консультация: учебное пособие. – 3-е изд., дополненное. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2011. – 245 с.
  12. Жафяров А. Ж. Математика ЕГЭ. Решение задач уровня С5: учебное пособие. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. – 265 с.
  13. Жафяров А. Ж. Дидактическое обеспечение работы учителей с детьми, одаренными в области математики: монография с электронным обеспечением. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010. – 205 с.
  14. Жафяров А. Ж. Методология и технология повышения базисной компетентности учащихся, студентов и учителей математики по геометрии: монография с электронным обеспечением. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. – 406 с.
  15. Жафяров А. Ж. Модели формирования и повышения компетентности в процессе изучения темы «Линейная функция и ее приложения» // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 5. – С. 134–143.
  16. Качалова Г. С. Методика изучения основных вопросов курса химии 9-го класса на основе компетентностного подхода: учебник. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. – 206 с.
  17. Ковшова Ю. Н., Бурова Н. А., Лапина Л. В. Дифференциальная геометрия: учебник. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. – 132 с.
  18. Ковшова Ю. Н., Хасанов А. И., Дмитриева А. В., Овчинников А. Ф. Общая теория линий второго порядка: учебник. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. – 85 с.
  19. Макаркина О. В. Адаптивно-интенсивный метод развития пространственного геометрического мышления у студентов с нарушениями слуха при изучении стереометрии // В мире научных открытий. Проблемы науки и образования. – № 7.2(43).
  20. Макаркина О. В. Развитие пространственного геометрического мышления у студентов с нарушениями слуха // Мир науки, культуры, образования. – № 3 (40) Яровая Е. А. Урок одной задачи в системе подготовки учащихся к итоговой аттестации по геометрии // Математика в школе. – № 6. – С. 15-21.
  21. Хасанов Н. А., Сухинин С. В.  Собственные акустические колебания около тонкостенных препятствий в кольцевом цилиндрическом канале // Сибирский журнал индустриальной математики. – Т. 16. – №1. – С. 116-125.