Научно-исследовательская лаборатория «Психология детской одаренности»

1. Историческая справка о подразделении

НИЛ «Психология детской одаренности» была создана в марте 2014 г.

Основной целью деятельности Лаборатории «Психология детской одаренности» является консолидация усилий ученых и творческих педагогов по реализации федеральной целевой программы «Одаренные дети».  

НИЛ «Психология детской одаренности» является структурным подразделением факультета психологии ФГБОУ ВО «НГПУ» и осуществляет свою деятельность на материально-технической и кадровой базе кафедры психологии личности и специальной психологии.

2. Руководитель: Павлова Татьяна Леонидовна - кандидат педагогических наук, профессор кафедры психологии личности и специальной психологии, заведующая НИЛ «Психология детской одаренности». Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Рыцарь гуманной педагогики, Член Координационного Совета Международной ассоциации общественных объединений «Международный центр гуманной педагогики», президент Новосибирского отделения российского общества «Россия – Япония».

Сотрудники:

1. Павлова Татьяна Леонидовна - кандидат педагогических наук, профессор кафедры психологии личности и специальной психологии, заведующая НИЛ «Психология детской одаренности».

2. Бирюкова Ксения Сергеевна – лаборант; магистрант, магистерская программа «Клиническая психология».

Контакты: 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28 ФГБОУ ВПО НГПУ, Факультет психологии, кабинет № 416 (главный корпус, 4 этаж).
E-mail: ped-kafedra@mail.ru, pavlova.tatjana.leo@gmail.com.

Направления деятельности: 

  • актуализация внимания педагогов-психологов и студентов психолого-педагогических учебных заведений на проблеме одаренного детства;изучение опыта и результатов внедрения методических программ, по работе с одаренными детьми;
  • обмен психолого-педагогическими технологиями и материалами, отражающими опыт работы с одаренными детьми;
  • создание информационного банка методических материалов по работе с одаренным детством;
  • феноменологический анализ существующих и разработка новых направлений в сфере одаренности и одаренного детства.

Задачи:

  • проектирование комфортной психолого-педагогической  среды, способствующей становлению, воспитанию и развитию одаренного ребенка,   путем раскрытия его исключительных личностных качеств  с учетом специфики одаренного детства и детей с двойной исключительностью; 

  • освоение и применение идей, содержания, технологий психолого-педагогического подхода в работе с одаренными детьми среди студентов, педагогических работников, родителей;

  • организация и проведение научно-методических семинаров, научно-практических конференций, круглых столов, вебинаров, скайп-конференций по обмену научно-практическим и методическим опытом в области изучения одаренности;  координация научно-исследовательской и научно-методической работы отдельных специалистов, работающих в русле проблем одаренности и одаренного ребенка.

План работы на 2015-2016 г.

Отчёт о работе:

Отчет Научно-исследовательской лаборатории «Психология детской одаренности» на 2014/2015 учебный год.

Важнейшие публикации 2014 – 2015:

Опубликовано  8 научных статей:

1. Павлова Т.Л., Кушнарева А.А. Реализация равенства образовательных возможностей студентов-мигрантов на этапе поиска себя в профессиональной деятельности. Человек и образование. № 1 (42), 2015.  С. 89-94,

2. Павлова Т.Л. Профессионализм учителя японской школы: пути становления. Человек и образование. 2014. № 4 (41). С. 152-156. 

3. Павлова Т.Л., Такеда М. Профессионализм учителя японской школы: пути становления. В сборнике: Педагогический профессионализм в образовании материалы X Международной научно-практической конференции. под научной редакцией Е. В. Андриенко; Международная академия наук педагогического образования; Новосибирский государственный педагогический университет, Совет по психолого-педагогическому образованию, Институт физико-математического и информационно-экономического образования, Кафедра педагогики и психологии. 2014. С. 298-304.  

4. Павлова Т.Л., Пальянов М.П., Морозова М.В., Демченкo А.Р. Инновационные модели профессионального самоопределения обучающихся в системе образования германии.. Развитие человека в современном мире. 2014. Т. V. № -2. С. 130-146.

5. Павлова Т.Л. Gifted Migrant-Students in Siberia/ The experience of Development and Interaction   Theoretical and Practical Approaches Coming from the Conference  Evoking Excellence in Higher Education and Beyond Pursuit of Excellence in a Networked Society/ - New York Waxmann, 2014. -  P. 161-171.

6. Кожемякина О.А. Особенности Самоотношения депривированных подростков в процессе социальной адаптации. Сибирский педагогический журнал. − № 5. – 2014. – С. 129-133

7. Кожемякина О.А., Ветерок Е.В. Факторы выбора темы научного исследования студентов-психологов. Педагогический профессионализм в образовании Сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию НГПУ. ФГБОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет. Новосибирск, 2015. С. 90-94.

8. Ярышева А.А. Условия формирования идентичности  старшеклассников в целях профилактики склонности к аддиктивному поведению  . Сибирский педагогический журнал. − № 5. – 2014. – С.123-128

Опубликовано 1 учебное пособие

1. Ярышева А.А., Винникова Г.В.; Поддержка одаренных детей: учебное пособие / Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск : НГПУ, 2014. - 134 с. : ил., табл. - Библиогр.: с. 120-121. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа: https://lib.nspu.ru/views/library/57299/read.php. - Подготовлено и издано в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО "НГПУ" на 2012-2016 гг.. - ISBN 978-5-00023-637-6.

Опубликована 1 монография.

1. Кожемякина О.А. Социальная адаптация депривированных подростков / О. А. Кожемякина; Новосиб. гос. пед. ун-т.  - Новосибирск: НГПУ, 2013. - 215 с. - Библиогр.: с. 130-156. - Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - Режим доступа: https://lib.nspu.ru/views/library/17688/read.php. - Подготовлено и издано в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО "НГПУ" на 2012-2016 гг.. - ISBN 978-5-00023-303-0

Монография находится в печати

1. Савенков А.В., Павлова Т.Л. Одаренный ребенок: моногр.; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. Гос. пед. ун-т. – Новосибирск : НГПУ, 2015. (в печати).