Научно-исследовательская лаборатория «Социальное воспитание»

Научно-исследовательская лаборатория «Социальное воспитание» была создана при кафедре педагогики и психологии ИИГСО в 2004 году. С 2012 года она входит в состав Научного образовательного центра ИИГСО.

Целью деятельности НИЛ «Социальное воспитание» выступает объединение и поддержка ученых, аспирантов и студентов, исследующих проблемы воспитания в современной социальной ситуации.

Научная лаборатория призвана:
  • Сосредоточить внимание ученых и практиков на актуальности исследований в области воспитания. 
  • Стимулировать научные исследования социального воспитания детей и молодежи. 
  • Организовывать научно-экспериментальную работу, апробацию и распространение инновационных воспитательных технологий. 
  • Создавать общественное мнение о значимости разрешения воспитательных проблем в современном мире. 
  • Формировать ответственность за достоверность и развивающую направленность научных исследований. 
Руководитель: Лаврентьева Зоя Ивановна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования. Непрерывный трудовой стаж работы в университете – 30 лет. Сфера научных интересов – методология и теория социальной педагогики, основы педагогической реабилитации, педагогическое сопровождение приемной семьи, инклюзивное образование, история детского движения.  Результаты исследований  представлялись на  международных (Копенгаген, Осло, Гонконг, Сидней, Киев, Минск, Осло, Акмола), всероссийских (Москва, Петербург, Владивосток, Челябинск, Красноярск, Тверь, Кострома, Барнаул, Омск. Новосибирск), региональных (Якутск, Тюмень, Анапа, Абакан) научных конференциях.  Автор более 100 научных публикаций, в том числе учебных пособий «Педагогика социальной реабилитации», (2002), "Технологии социально-педагогической деятельности с детьми" (2013), монографий «Процесс реабилитации в социальном развитии подростка» (2006), «Антроподинамическая концепция реабилитации» (2008), "Воспитание: формирование социальности человека" (2012), "Приемная семья как социально-педагогический феномен" (2014). В РИНЦ зарегистрировано 58 статей. Индекс цитирования Хирша – 4. Под руководством Зои Ивановны защищено две кандидатских диссертации. В настоящее время руководит тремя аспирантами. Является членом редколлегии Сибирского педагогического журнала, входящего в список журналов, рекомендуемых ВАК для публикаций научных работ. В течение трех лет является членом экспертного совета Международного научно-аналитического первенства (Лондон). С 2009 г. -  руководитель общественной организации «Студенческая научно-исследовательская мастерская «Вместе» по сопровождению приемных семей. Оказывает научно-методическую поддержку городскому Центру «Семейный совет», является членом экспертного совета при Уполномоченном по правам ребенка. С 2015 года член Всероссийского Союза социальных педагогов и социальных работников. С 1990 г. по настоящее время является членом Международной ассоциации исследователей детского движения (г. Москва), член Межрегиональной общественной организации «Содействие детскому отдыху», член Международной организации «Содружество лагерей». Имеет грамоту Министерства образования и науки РФ, является «Почетным работником высшего профессионального образования РФ».

Контакты
  • 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28, каб. 408 главного корпуса. 
  • тел / факс  8 (383) 244 13 55 
  • e-mail:  Lzi53@mail.ru
Сотрудники:
  1. Ромм Татьяна Александровна, д-р пед. наук, профессор кафедры педагогики и психологии ИИГСО. 
  2. Богданова Елена Владимировна, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии ИИГСО. 
  3. Хромова Ирина Валерьевна, канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии ИИГСО. 
  4. Лаврентьева Олеся Алексеевна, аспирант кафедры педагогики и психологии ИИГСО. 
  5. Леонова Елена Евгеньевна, магистрант кафедры педагогики и психологии ИИГСО. 
Направления деятельности:
  1. Социальное воспитание в образовательном учреждении. Разработка методологических основ социального воспитания в современном меняющемся мире; выявление теоретических закономерностей социального воспитания в образовательных учреждениях; создание модели социального воспитания в образовательных организациях разной направленности; определение условий социального воспитания в учреждениях дополнительного образования и в детских общественных организациях;  организация опытно-экспериментальной работы по формированию социальной ответственности школьников. 
  2. Социальное воспитание детей в приемной семье. Разработка феноменологического подхода к исследованию приемной семьи; выявление основных закономерностей жизнедеятельности приемной семьи; определение воспитательных ресурсов приемной семьи; организация опытно-экспериментальной работы по социально-педагогическому сопровождению приемной семьи; выявление критериев успешности социального воспитания детей в приемных семьях; определение условий подготовки приемных родителей к работе в замещающей семье. 
  3. Социальное воспитание в процессе реабилитации. Разработка антроподинамической концепции реабилитации детей; выявление основных закономерностей процесса реабилитации; педагогическая реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; педагогические средства реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья; определение социально-педагогических условий инклюзивного образования. 
Задачи:
  • Разработка методологического аппарата исследования проблем  социального воспитания. 
  • Анализ теоретических концепций социального воспитания. 
  • Разработка теории социального воспитания в образовательных учреждениях в современных социально-экономических условиях. 
  • Создание моделей социального воспитания в образовательных учреждениях и социальных службах. 
  • Организация опытно-экспериментальной работы по проблемам социального воспитания. 
  • Апробация научно-исследовательских достижений и распространение передового педагогического опыта. 

Этапы реализации научных исследований.

2004 – 2005 гг. – Оформление лаборатории, перспективное планирование, заключение договоров об экспериментальных площадках, проведение методологических семинаров, обзор научных публикаций по проблеме воспитания, составление тезауруса понятий социального воспитания, начало эксперимента на базах детского оздоровительного лагеря «Олимпиец», городского детского общественного объединения «Созвездие Лидер», Новосибирского областного реабилитационного центра для подростков «Снегири».
2006 – 2008 гг. – Теоретическое обоснование экспериментальной деятельности по проблеме социального воспитания детей в процессе реабилитации. Представление результатов исследования на десяти научных конференциях (Осло, Минск, Китен, Кокчетау, Москва, Мурманск, Кострома, Красноярск, Владивосток, Новосибирск). Организация Сибирского педагогического семинара «Детское движение: ресурсы социального воспитания в региональном контексте». Специальный выпуск журнала «Вестник педагогических инноваций», издание монографии З.И. Лаврентьевой «Процесс реабилитации в социальном развитии подростков», издание четырех статей в журналах ВАК.
2009 – 2011 гг. – Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы и защита докторской диссертации «Педагогическая реабилитация в процессе социального развития подростков», выполненной руководителем лаборатории З. И. Лаврентьевой, научный консультант Петр Вольдемарович Лепин; защита кандидатской диссертации «Формирование субъектной позиции студентов в волонтерской деятельности», выполненной Е.В. Богдановой под научным руководством Татьяны Александровны Ромм.Начало исследования по проблеме социально-педагогического сопровождения социального воспитания детей в приемных семьях.  Работа проводится на основе анализа жизнедеятельности приемных семей, родители которых обучаются в НГПУ на отделении социальная педагогика. Всего в исследовании принимают участие 26 семей, в которых воспитывается 66 детей. На первом этапе исследовательской деятельности (2009 – 2010 гг.) были выявлены теоретико-методологические основания исследования социального воспитания детей в приемных семьях. Итоги представлены на заседании методологического семинара (апрель 2010 г.), семинара аспирантов кафедры (ноябрь 2010 г.) и учебных занятиях для приемных родителей; осуществлена первичная диагностика ресурсов социального воспитания в приемных семьях, проанализирован опыт социального воспитания детей в приемных семьях. Результаты отражены в выступлениях и публикациях Открытых педагогических чтений 2010 и 2011 года.  Студентка третьего курса Макаренко Ольга выступала в ходе интернет-конференции Новосибирск – Москва – Кострома. По итогам педагогических чтений были опубликованы 4 студенческие статьи.
В мае 2010 года при лаборатории социального воспитания была создана и зарегистрирована в Министерстве юстиции Новосибирская городская общественная организация «Студенческая научно-исследовательская лаборатория (СНИМ) ВМЕСТЕ», в которую вошли преподаватели, аспиранты и студенты Института истории, гуманитарного и социального образования. Учредителем организации выступил ректорат НГПУ. Целью студенческой организации стало исследование, пропаганда и сопровождение приемных семей.
2012 – 2014 гг. – В деятельность лаборатории включаются магистранты кафедры, обучающиеся по программам «Психология воспитания», «Социальная педагогика», «Научно-методическая деятельность». Лаборатория организует деятельность площадок по анализу исследований аспирантов и магистрантов в ходе ежегодных традиционных Открытых педагогических чтений. Всего опубликовано 18 статей по итогам исследований молодых ученых. Начинает работать магистерская программа, организованная совместно с Красноярским государственным педагогическим университетом им. В.П. Астафьева. Практикуются регулярные видеоконференции по проблемам социального воспитания, проводятся совместные научно-практические конференции по проблемам воспитания детей-сирот (Новосибирск, октябрь 2013) и детей с ограниченными возможностями (Красноярск, ноябрь 2013). Открывается студенческий исследовательский клуб, изучающий воспитательный потенциал каникулярного отдыха школьников ( рук. Е.В. Богданова). Готовятся к защите ВКР приемных родителей.
Аспиранты кафедры принимают участие в работе школы молодых ученых (Москва – Арзамас, 2013 г.).  В 2013 году аспирант кафедры В.А. Корытков защищает кандидатскую диссертацию «Педагогическое обеспечение профессиональной адаптации военнослужащих войск ПВО» (научный руководитель – Зоя Ивановна Лаврентьева).
Обобщенные результаты исследований преподавателей кафедры представлены в коллективных монографиях «Воспитание как феномен педагогической науки и практики» (2012) и «Воспитание: формирование социальности человека» (2013). Лаборатория подписывает соглашения о научных контактах с лабораторией теории воспитания института теории и истории педагогики РАО РФ (рук. чл.-корр. РАО Селиванова Н.Л.).
Расширяются международные связи. Лаборатория принимает участие в конференциях в Италии (2012г.), Дании (2013 г.), Австралии (2013). Е.В. Богданова выступает на Международной конференции ООН (Женева) с докладом «Волонтёрская деятельности как ресурс социального воспитания».
2015 г. – Разработка программ социально-педагогического сопровождения социального воспитания в различных учреждениях образования и социальной сферы.

План работы на текущий 2015 год

Отчет о работе за 2009 год
Отчет о работе за 2010 год
Отчет о работе за 2011 год
Отчет о работе за 2012 год
Отчет о работе за 2013 год
Отчет о работе за 2014 год

Ресурсное обеспечение:

  • НОЦ ИИГСО гуманитарных и социальных исследований, ауд. 309 гл. корпуса, мультимедиа проектор BENQ, компьютер intel Penium G840, акустическая система, подключение к локальной сети интернет.
  • Лаборатория «Социальное воспитание», каб. 408 гл. корпуса, мультимедиа проектор, компьютер intel Core2 Duo2.0GHz, акуст. Система, подключение к локальной сети интернет.
  • Методический кабинет студенческой научно-исследовательской мастерской (СНИМ) ВМЕСТЕ, каб. 408 гл. корпуса, мультимедиа проектор, компьютер intel Core2 Duo2.0GHz, акуст. Система, подключение к локальной сети интернет.
  • Консультационно-профессорский центр, 300 ауд. главного корпуса,  4 компьютера intel Core2 Duo2.0GHz, акуст. система, подключение к локальной сети интернет.
 

Важнейшие публикации научного руководителя:
  1. Лаврентьева З.И. Процесс реабилитации в социальном развитии подростка: монография – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. – 250 с.
  2. Лаврентьева З.И. Антроподинамическая концепция реабилитации: монография – Новосибирск: Светлица, 2008. – 389 с.
  3. Лаврентьева З.И. Приемная семья как социально-педагогический феномен: монография – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 218 с.
  4. Лаврентьева З.И. Высшее образование для приемных родителей // Вiсник Нацiонального технiчного унiверситету Украïни «Киïвський полiтехнiчний iнститут». Полiтологiя. Соцiологiя. Право: Зб. Наук. Працъ. – Кiïв: IВЦ «Полiтехнiка», 2010. – № 2(6). – С. 43 – 48.
  5. Лаврентьева З.И. Влияние педагогической реабилитации на социальное развитие подростков // Философия образования. –  № 5. – 2011. – С. 183 – 189.
  6. Лаврентьева З.И. Общее и особенное в воспитании детей в приемной семье The value system of modern society: materials digest of the XVII International Scientific and Practical  Conference and the I stage of Research Analytics Championships (London, January 19- January 23, 2012). Pedagogical, psychological and  sociological sciences / All-Ukrainian Academic Union of specialists for professional assessment of scientific research  and pedagogical activity; Organizing Committee: B. Zhytnigor (Chairman), S. Godvint, L. Kupreichyk, A. Tim, D. Georgio, T. Morgan, S. Serdechny, L. Steiker – Odessa: InPress, 2012. – С. 24 – 26.
  7. Лаврентьева З.И. Технологии социально-педагогической деятельности с детьми: учебно-методическое пособие /З.И. Лаврентьева, С.А. Расчетина. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. – 142 с.
Основные публикации членов лаборатории:
  1. Богданова Е.В., Ромм Т.А.  Моделирование содержания волонтерской деятельности молодежи: монография. – Новосибирск: ООО «НЕМО ПРЕСС», 2013. – 480 с.
  2. Богданова Е.В. Теория и практика организации волонтерской деятельности студентов: монография. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. – 158 с.
  3. Богданова Е.В.  Students’ Voluntary Activities , Reporst of the International conference "Volunteerism - avenue for social transformation" (14-17 may 2013). United Nations office at Geneva, Пермский центр развития добровольчества, Пермь, 2013 - C.44 – 45.
  4. Богданова Е.В. Движение вожатских отрядов школьников «СТРИЖ» // Народное образование. - № 2. – 2014. – С. 213 – 217.
  5. Воспитание: формирование социальности человека / Т.А. Ромм, З.И. Лаврентьева, Н.П. Аникеева, О.А. Лаврентьева, Н.Ю. Симушкина. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. – 254 с.
  6. Лаврентьева О.А. Специфика понятия жизнедеятельность шклольников как одно из условий формирования социальной ответственности подростков // От советской школы к российской школе XXI века / Сборник материалов Всероссийской научно-практическойконференции, 16 – 17 февраля 214 г. – М.: НОУ «Педагогический поиск, 2014. – С. 232 – 235.
  7. Лаврентьева. О.А. Воспитательный потенциал тьюторского сопровождения магистрантов / О.А. Лаврентьева // Сибирский педагогический журнал.  - №6. – 2013. – С. 171 – 175.
  8. Лаврентьева, О.А. Подготовка студентов к формированию социальной ответственности у школьников / О.А. Лаврентьева //  Сибирский педагогический журнал.  - №6. – 2014. – С. 131 – 135.
  9. Лаврентьева, О.А. Ответственность как научная категория педагогики школы / О.А. Лаврентьева // Педагогика пространства в науке и практике – Новосибирск: НГПУ, 2010 – С. 8-12.
  10. Лаврентьева, О.А. Привычка как средство формирования ответственности подростков в жизнедеятельности школы / О.А. Лаврентьева // Социальное воспитание в школе и классе: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти В.Р. Ясницкой / под ред. Н.Н. Никитиной. – Ульяновск: УлГПУ, 2011. – С.99-103.
  11. Леонова Е.Е. Социально-педагогические ресурсы приемной семьи как фактор успешной адаптации ребенка // Педагогика в пространстве науки и практики. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – С. 172 – 176.
  12. Ромм Т.А. Стратегические  ориентиры социального воспитания в постиндустриальном обществе // Сибирский педагогический журнал. –  2013. –  № 2. – С. 26 – 31.
  13.  Ромм Т.А., Богданова Е.В. Социальное воспитание в трансформирующемся обществе: монография. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. – 278 с.
  14.  Ромм Т.А. Педагогика социального воспитания: учебное пособие. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. – 159 с.
  15. Ромм Т.А. Педагогическое образование в системе гуманитарного знания // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – Киров: Изд-во ВятГГУ. – №1. – 2014. – С. 32 – 35.
  16. Хромова И.В. Реконструкция семейных ценностей у воспитанников детских домов // Воспитание: традиции и перспективы ( к 40-летию кафедры педагогики и психологии ИИГСО): материалы Всероссийской нацчно-практической конференции с международным участием в рамках V Сибирского педагогического семинара (г. Новосибирск, 17 – 19 марта 2010 г.): в 2 т. – Т. 2. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. – С. 144 – 149.
  17. Хромова И.В., Малюшина Т.Г. Проект «Модель инклюзивного образования в районном многопрофильном учреждении дополнительного образования детей»: Развитие профессионализма педагога дополнительного образования на рабочем месте: Научно-методическое пособие.  – Новосибирск, 2013. – 124 с.
  18. Хромова И.В. Развитие исследовательской позиции педагога как средство гуманизации образовательного процесса // педагогика и психология: диалог о воспитании (к 45-летию кафедры педагогики и психологии ИИГСО НГПУ). – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – С. 114 – 122.
  19. Феномен воспитания в современной педагогике: монография /  Т.А. Ромм, Н.П. Аникеева, Г.В. Винникова, Е.В. Киселева, В.П. Пивченко. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. – 221 с.