Научно-исследовательская лаборатория «Комплексных социально-гуманитарных исследований»

Руководитель - доктор педагогических наук, профессор Абрамова Мария Алексеевна.

Контакты:
  • адрес: ул. Вилюская, 28, корпус №3, кабинет НОЦ  «Интеграция» (1 этаж корпуса ФТиП НГПУ);
  • тел.: +7-913-711-69-19;
  • электронная почта: marika24@yandex.ru.
Сотрудники:
  1. Гилева М. А. – научный сотрудник.
  2. Калугин Д. Ю. - лаборант.
  3. Кудрявцев И. Е. – лаборант.
  4. Малков А. В. – научный сотрудник.
Лаборатория «Комплексных социально-гуманитарных исследований» создана в феврале 2012 года, является структурным подразделением Факультета технологии и предпринимательства НГПУ и осуществляет свою деятельность на материально-технической и кадровой базе НОЦ «Интеграция».

Целью теоретических исследований является исследование на основе анализа исторических и научно-теоретических работ, практики реализации различных моделей развития и самореализации личности, выявление наиболее эффективных современных подходов, путей решения поставленной проблемы. Конечной практической целью проектов является разработка и апробация различных моделей и технологий по развитию и самореализации личности и внедрение их в учебный процесс, а также построение прогнозов по социокультурному развитию общества и места системы образования в нем как институционального фактора.

Задачи:
  • подготовка молодых специалистов и научных кадров высшей квалификации в области социально-гуманитарных наук на основе интеграции научно-педагогического потенциала вуза в проведении фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований;
  • организация и проведение комплексных исследований;
  • разработка новых образовательных технологий;
  • исследование психолого-педагогической эффективности используемых и разработанных методик, технологий в образовательном процессе учебных заведений;
  • подготовка к изданию и издание материалов, отражающих результаты научных исследования НИЛ КСГИ;
  • апробация и внедрение научных результатов, полученных НИЛ КСГИ в образовательный процесс учебных заведений;
  • презентация результатов исследований и разработок НИЛ КСГИ на конференциях, семинарах, ярмарках, круглых столах, в Интернет;
  • распространение опыта и разработанных учебно-методических, научных  материалов НИЛ КСГИ;
  • установление контактов и развитие сотрудничества с ведущими российскими и международными специалистами в области, обозначенной планом работы НИЛ КСГИ;
  • привлечение учащихся, студентов, аспирантов, кандидатов и докторов наук, учителей и других специалистов к научным исследованиям.
Основные научные направления и результаты деятельности лаборатории:
  1.  Исследование факторов влияющих на коммуникационные навыки акторов образовательного процесса (Абрамова М.А., Крашенинников Ю.В., Подгурецкий Ю., Троцкая А.И., Малков А.В.). Проведено пилотажное исследование по методике Збигнева и Подгурецкого студентов НГПУ и НГМУ (Абрамова М.А., Троцкая А.И., Малков А.В.). Проведен сравнительный анализ применения методики польских авторов с российскими методиками изучения коммуникационных навыков личности (М.А.Абрамова). В рамках данного направления осуществлялось тесное сотрудничество с Университетом в г. Ополе (Польша). Профессиор Ю. Подгурецкйи прочитал цикл лекций студентам НГПУ. Результаты проведенных исследований были апробированы в ходе международных конференций, проводившихся в России, Польше и Венгрии. По материалам исследований сделан ряд публикаций как в ведущих российских, так и польских изданиях.
  2. Исследование процесса формирования социально-профессиональных ценностей студентов. (Абрамова М.А., Крашенинников Ю.В., Троцкая А.И.). Под руководством М.А.Абрамовой выполняет научное исследование соискатель А.И.Троцкая на тему «Формирование социально-профессиональных ценностей будущего педагога профессионального обучения». В рамках данного исследования проводились опросы студентов. По материалам анализа результатов исследования были подготовлены ряд публикаций в журналах списка ВАК. Результаты также были представлены на международных конференциях, проводившихся в России.Материалы теоретико-методологического обоснования работы вошли в рукопись монографии «Социально-профессиональные ценности студентов» (А.И.Троцкая).
  3. Изучение проблем интеграции в образовании (Абрамова М.А., Кошеутова О.Л.). Анализ вопросов и проблем внедрения интегративного подхода в систему образования послужил основой для разработки и частичного внедрения модели интеграции дополнительного, среднего, средне-специального и высшего образования в области архитектурно-художественной подготовки. Результаты исследования представлены в монографии М.А.Абрамовой и О.Л. Кошеутовой «Интеграция в архитектурно-художественном образовании».
  4. Внедрение высоких педагогических технологий (Абрамова М.А., Крашенинников Ю.В., Гилева Е.А., Малков А.В., Каменев Р.В.). Организованы и проведены семинары для школьников, преподавателей по интернет-технологиям, подготовке и разработке педагогических проектов, исследовательских проектов. Изучались инновационные технологии, практики их применения, а также внедрением новых форм и методов исследований в работу лаборатории. Осуществлялась научно-просветительская деятельность по популяризации результатов полученных в рамках комплексных исследований, а также по новым разработкам в науке.
Важнейшие публикации:
  1. Абрамова М.А. Традиции и социализация личности // Национальная философия в контексте современных глобальных процессов: материалы международной научно-практической конференции, 16–17 декабря 2010 г. / науч. ред. совет: А.А. Лазаревич [и др.]; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т философии. Минск: Право и экономика, 2011. С.309–311 (0,4).
  2. Абрамова М.А. Влияние польских политссыльных на социокультурные процессы в Якутии // Аlmanach komunikacji społecznej (Аlmanac of social communication) Альманах социальной коммуникаций. Edycja miedzynarodowa. international edition. Польша: Опольский университет. 2012. С. 7–16 (0.5 п.л.).
  3. Abramova M.A. Education - qualitative and / or accessible–choice of parents and children ...// Philosophy of education: Scientific journal (Special issue) #5, 2012. p. 128–137 (0,6 п.л.).
  4. Абрамова М.А. Медиареальность как фактор социализации молодежи в современном мире // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве. Мат-лы IX Международной научной конференции, 18–19 августа 2012 г. Мадрид. Испания. С. 62–65 (0,4 п.л.).
  5. Abramova M. The factors of socio-cultural adaptation of young people in Yakutia//http://www.europeansurveyresearch.org/conference/programme?sess=129#438 Любляны. Словения 15-18 июля 2013 г.
  6. Abramova M. Acculturation Youth Strategies and National Policy Formation // Program and abstract of the XXXVI CICA Conference “Towards understanding conflicts, aggression, violence and Peace”, Heviz, Hungary, June 23-26, 2013.-p.31.
  7. Abramova M., Krasheninnikov V. Media Reality as a Factor of Youth Socialization in the Modern World // Annales Universitatis paedagogicae Cracoviensis. Studia Sociologica V (2013), vol.1. "Society-Media-Kommunication", ed. Aldona Guzik. pp. 41-54.
  8. Abramova M. The Influence of an Information Enviroment on the Socio-cultural Adaptation of Youth // Annales Universitatis paedagogicae Cracoviensis. Studia Sociologica V (2013), vol.1. "Society-Media-Kommunication", ed. Aldona Guzik. pp. 55-72.
  9.  Abramova M., Krasheninnikov V. Education as a factor of Social and Cultural Adaptation of Youth// International  Conference  “Nauczyciel zjednoczonej europy a wyzwania edukacyjne”, Poland, 2013 p.23-35.
  10. Абрамова М.А. Влияние праздника на сохранение этнокультуры и формирование мультикультурности современного города// Материалы международной конференции «Праздники в городе», Литовский эдукологический университет, Исторический факультет, Институт истории Литвы, отдел Этнологии, Литва, Вильнюс,  30-31 .10. 2013.
  11. Абрамова М.А., Гончарова Г.С.  Трансформация семейно-брачных ценностей современной молодежи севера // Семья и женщина в современном мире: социальные и культурные аспекты: мат. межд. науч. конф., г. Минск, 2 февраля 2012 г. / науч. ред. совет: А.А. Лазаревич, Хасанзаде Седиге [и др.]; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т философии, Пос-во Исламской Респ. Иран в Респ. Беларусь. – Минск : Право и экономика, 2012. – С. 110-114.
  12. Абрамова М.А., Гончарова Г.С. Степени этничности как основа национальной политики // СОЦИС. 2012. № 10. С.42–50 (0,7 а.л.).
  13. Абрамова М.А. Проблема сохранения и раскрытия научно-исследовательского потенциала личности в вузе // Философия образования. 2012. №4. С. 198–204. (0,6 а.л.).
  14. Абрамова М.А. Медиарельность как фактор ремифологизации общественного сознания // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: философия. 2012. Т. 10. Вып. 3. С. 98–102 (0,6 а.л.).
  15.  Абрамова М.А., Гончарова Г.С. Костюк В.Г. Язык как социокультурный феномен // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: философия. 2012. Т. 10. № 4. (0.6 п.л.).
  16. Абрамова М.А. Мультикультурализм – стратегия позитивного взаимодействия // Культура: Немцы Сибири.2012.№22. С. 126–130 (0,5 а.л.).
  17.  Абрамова М.А., Гончарова Г.С., Костюк В.Г. Жизненные планы и адаптация различных социокультурных типов молодежи (на материале социологического и социально-психологического исследований в Республике Саха (Якутия))// Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. Т. XVI. № 1. С. 78-99.
  18. Абрамова М.А., Крашенинников В.В., Подгурецкий Ю. Факторы формирования коммуникационного пространства в образовании // Философия образования.2013.№3.С.5-12.
  19. Абрамова М.А., Крашенинников В.В. Проблемы сопоставления и использования российских и зарубежных методик исследования коммуникативных навыков // Сибирский педагогический журнал.2013.№4 С.141-147.
  20. Абрамова М.А., Гончарова Г.С., Костюк В.Г. Этнокультурная и гендерная обусловленность формирования лидерских качеств индивида // Вестник Новосибирского Государственного университета, 2013, Том 11, выпуск 3, С. 87-94.
  21. Абрамова М.А., Костюк В.Г., Гончарова Г.С. Самоидентификация и межэтнические установки социокультурных типов: этническое и региональное отношения // Вестник Новосибирского Государственного университета, 2013, Том 11, выпуск 4. С.
  22. Костюк В.Г., Абрамова М.А., Гончарова Г.С. Социокультурные типы: теоретические модели и эмпирическая верификация //Вестник Новосибиского Государственного университета, 2013,Том 11, выпуск 1, С. 60-69.
  23. Абрамова М.А. Этническая и гражданская идентификация личности в условиях трансформации современного российского общества // Население Сибири: межнациональные отношения, образование и культурная идентичность: Сб. науч. тр. / Под ред. М. А. Жигуновой, Е. М. Данченко. – Омск: Полиграфический центр Кан, 2011. С. 50–57 (0,5 п.л.).
  24. Абрамова М.А. Репрезентация этнической и гражданской самоидентификации в графических образах (на примере студентов и школьников Якутии) // Население Сибири: межнациональные отношения, образование и культурная идентичность: Сб. науч. тр. / Под ред. М. А. Жигуновой, Е. М. Данченко. Омск: Полиграфический центр Кан, 2011. С. 160–170 (0,5 п.л.).
  25. Абрамова М.А. Технологическое образование как фактор социально-экономического развития России // Технологическое образование и устойчивое развитие региона: сб. научных трудов Межд. н.-п. конф.: в 3-х ч. /под ред. В.В.Крашенинникова. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. Ч.1. С. 4–8 (0,4 п.л.).
  26. Абрамова М.А. Применение метода фокус-группы в организации проектной деятельности // Этносоциологию — молодым: Материалы международных школ молодых этносоциологов / Под ред. Ю.В. Попкова, Е.А. Ерохиной. Новосибирск, 2012. Вып. 2. – 332 с. С. 17-28 (0,4).
  27. Абрамова М.А. Адаптация различных социокультурных типов молодежи в условиях трансформации России // Этносоциологию — молодым: Материалы международных школ молодых этносоциологов / Под ред. Ю.В. Попкова, Е.А. Ерохиной. Новосибирск, 2012. Вып. 2. – 332 с. С. 160-163.
  28. Абрамова М.А. Влияние телевидения на социализацию и инкультурацию личности//Шестые байкальские международные социально-гуманитарные чтения. в 3 т.: Материалы. Иркутск: изд-во ИГУ, 2012. – Т. 2.стр.59-64.
  29. Абрамова М.А. Культуроссобразность: проблемы в использовании зарубежных или российских методик? // Социальная психология в образовательном пространстве. Научные материалы I Международной научно-практической конференции (16–17 октября 2013 г.). – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. С.215-217.
  30. Абрамова М.А. Проекция образа семьи в графических работах молодежи // Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013 – С. 529-532.
  31. Абрамова М.А., Гончарова Г.С., Костюк В.Г. Проактивная модель поведения личности как фактор инновационного развитии России // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие [Электронный ресурс]: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса / РОС, ИС РАН, АН РБ, ИСППИ. — М.: РОС, 2012. — 1 CD ROM. С. 5545–5550 (0,3 п.л.).
  32. Абрамова М.А., Гончарова Г.С. Факторы адаптации социокультурных типов молодежи в городской среде // X Конгресс этнографов и антропологов России: Тезисы докладов. Москва, 2–5 июля 2013 г. / редкол.: М.Ю. Мартынова и др. – М.: ИЭА РАН, 2013.- С.73.
  33. Национальная образовательная политика и гармонизация межэтнических отношений // Военный профессионализм: стратегия и перспективы развития в современном обществе: Всероссийская научно-практическая конференция с межд. участием (26 сентября 2013 г., Новосибирск). Сборник материалов. Часть 1 – Новосибирск: Редакция газета СибРК ВВ МВД России «Красное знамя».- С. 112-118.
  34. Абрамова М.А., Гончарова Г.С. Роль семьи в сохранении этнокультурных традиций // Семья – основа национальной культуры (материалы научно-практической конференции). - Новосибирск: Сибирское книжное издательство, 2013.- С. 11-13.
  35. Абрамова М.А. Методика использования фокус-группы в организации проектной деятельности // Развитие системы государственного и муниципального управления на Дальнем Востоке России: региональный опыт и перспективы развития: материалы межрегион.науч.-практ.конф., г.Якутск, 27 февраля 2013 г. / [редкол.: И.Л.Назарова, А.Н.Неустроева, С.М.Тимофеева ]. - Якутск, 2013.-160 с.  С.37-44.
  36. Абрамова М.А. Гончарова Г.С., Костюк В.Г. Влияние отношения молодежи к традициям на степень их социокультурной адаптации // Материалы XIV научно-практической конференции «Культура и образование этнических общностей Сибири: семейные ценности народов России». - Новосибирск: Сибирское книжное издательство, 2011. С. 73–76 (0,4 а.л.).
  37. Абрамова М.А. Глава 7. в коллективной монографии «Социокультурный подход к регулирования межэтнических взаимодействий». Новосибирск. Манускрипт, 2013.
  38. Гилева М. А. Современные технологии ресурсосбережения для изучения в системе профессионального образования. – Инновационные подходы к организации технологического образования, ориентированного на подготовку инженерно-технических кадров:сборник материалов научно-практической конференции с международным участием (г. Пермь, 1–3 марта 2012) / под. ред. А Н. Ильина, Е. А. Гилевой. – Перм. гос. пед.мун-т. – Пермь, 2012. – С. 324–328.
  39. Гилева М. А. Содержательный анализ подходов к изучению проблем ресурсосбережения в современной педагогике. Философия образования. 2012. – № 4 (43). – С. 204–212.
  40. Гилева М. А. Изучение ресурсосберегающих технологий в системе профессионального технологического образования. Технологическое образование и устойчивое развитие региона: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции: в 3 частях / под ред. В. В. Крашенинникова. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. – Ч. 3.
  41. Гилева Е. А. Жизненное и профессиональное самоопределение молодежи: методы и способы проектирования личных жизненных планов и построения карьеры Издательство «Lambert Academia Publishing GmbH&Co.KG», Saarbrucken, Germany, 2012. -162 с. (ISBN 978-3-659-16254-1).
  42. Гилева Е. А. Социально-акмеологические аспекты педагогического проектирования Almanac of Social Communication. – International edition, 2012.
  43. Гилева Е. А. Организация профориентационной работы с потенциальными абитуриентами. Технологическое образование и устойчивое развитие региона: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции: в 3 частях / под ред. В. В. Крашенинникова. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. – Ч. 3.
  44. Гилева М. А. Исторический обзор становления экологического образования в России, как основы современного образования. Сибирский педагогический журнал (отдано в печать).
  45. Гилева М. А. Ретроспективный анализ изучения проблемы ресурсосбережения // Мат-лы  II Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы технологического образования: труд, талант, творчество» (12-13 марта 2013). – Мозырь, 2013.
  46. Гилева М. А. Изучение ресурсосберегающих технологий в рамках технологического образования школьников // Мат-лы XVIII Международная научно-практической конференции «Технологическое образование для инновационно-технологического образования страны» (26-29 ноября 2012 г.). – Москва, 2012.
  47. Солодкова А.А. О физической подготовке студентов  в системе высшего образования // Философия образования. 2012. №4 {43}.
  48. Солодкова А.А. Содержание и функции ФК студентов в структуре профессионального образования //Технологическое образование и устойчивое развитие региона: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции: в 3 частях / под ред. В. В. Крашенинникова. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. – Ч. 3.
  49. Троцкая А.И. Социально-философское обоснование понятия «социально-профессиональные ценности» на основе компетентностного подхода // Философия Образования 4 {43} 2012 ISSN 1811-0916.
  50. Троцкая А.И. Изучение мотивов профессионального выбора студентов факультета технологии и предпринимательства //Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции (13-20 октября, 2012) НГПУ.
  51. Троцкая А.И. Социально-профессиональные ценности как смыслообразующая основа профессиональной подготовки студентов //Сибирский педагогический журнал 2013. №4. С. 75-85.
  52. Троцкая А.И Факторы и условия формирования социально-профессиональных ценностей студентов в вузе (на примере факультета технологии и предпринимательства НГПУ) //Наука и образование. №2. Якутск. С. 106-115.
  53. Троцкая А.И., Абрамова М.А. Роль семьи в формировании коммуникативных навыков студентов // Социальная психология в образовательном пространстве. Научные материалы I Международной научно-практической конференции (16–17 октября 2013 г.). – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. С.315-317.