Научно-исследовательская лаборатория «Психологическая антропология и дифференциальная психология»

Научный руководитель лаборатории - доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии и истории психологии ФП НГПУ  Наталья Яковлевна Большунова.

Лаборатория «Психологическая антропология» образована в 2001 году по приказу №850-УМФ от 12.10.2001, в 2007 г. преобразована в Лабораторию «Психологическая антропология и дифференциальная психология».

Контакты:
•    адрес: ул. Вилюйская, 28, кабинет № 403 (4 этаж главного корпуса);
•    тел.: 8 (383) 244-00-95;
•    электронная почта: kafedra_psi@yandex.ru

Сотрудники лаборатории:

1.    Научный сотрудник – Иванченко Валерия Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и истории психологии.
2.    Лаборант – Кормачева Ирина Николаевна, программист первой категории, специалист по учебно-методической работе.
Направления деятельности:
Основная тема, разрабатываемая в рамках лаборатории – «Субъектность, условия, средства, динамика ее развития в разные периоды жизни».
По данной теме разрабатывается следующая проблематика:
1) Ценностные ориентации молодежи в современной социокультурной ситуации. Над данным направлением работают: руководитель НИЛ Н.Я. Большунова, аспиранты (в т.ч. Режепа Ю., Стрельникова Н.Р. Оспенников С.В.), сотрудники лаборатории «Социокультурное развитие в едином образовательном пространстве школы и детского сада», студенты, магистранты.
2) Развитие субъектности дошкольников и младших школьников в условиях детской субкультуры. Над данным направлением работают: руководитель НИЛ Н.Я. Большунова, аспиранты (в т.ч. аспиранты (в т.ч. Нургалеева А., Черданцева А.), сотр. кафедры психологии развития дошкольников МКБОУ № 362 (в т.ч. Чулимова К.В., Вострикова Ю.А.)
3) Психологическое сопровождение развития субъектности (социокультурного развития) детей и школьников. Над данным направлением работают: руководитель НИЛ Н.Я. Большунова, сотрудники кафедры «Психологии развития дошкольников», сотрудники МОУ «Зимородок», сотрудники лаборатории «Социокультурное развитие в едином образовательном пространстве школы и детского сада» (на базе МАДОУ №7,15, 22, МОУ СОШ №12, созданной приказом начальника управления образования города Бердска).
4) Субъектность как квинтэссенция индивидуальности. Над данным направлением работают: руководитель НИЛ Н.Я. Большунова, аспиранты (в т.ч. Солодкова Т.И.). проблема разрабатывается в сотрудничестве с лабораторией дифференциальной психологии ПИ РАО.
5) Психология духовно-нравственного развития. Над данным направлением работают: руководитель НИЛ Н.Я. Большунова, сотрудники кафедры Психологии развития дошкольников при МКДУ ДС № 362, аспиранты (в т.ч. Донцов А.В., Солодкова Т.И.).
6) Характер и его развитие в современных социокультурных условиях. Над данным направлением работают: руководитель НИЛ Н.Я. Большунова Н.Я., сотрудники лаборатории, студенты, магистранты.
7) Психология прощения. Над данным направлением работают: руководитель НИЛ Н.Я. Большунова, сотрудники лаборатории «Социокультурное развитие в едином образовательном пространстве школы и детского сада».

Основными задачами лаборатории «Психологическая антропология и дифференциальная психология» являются:

1. Внедрение программы социокультурного развития дошкольников и младших школьников на базе МКБОУ д/с № 362, МАДОУ д/с №7, МАДОУ д/с №15, МАДОУ д/с 22 и МБОУ СОШ № 12 г. Бердска.
2. Исследование ценностных ориентаций современной молодежи.
3. Подготовка учебного пособия: «Психология и культура» (Большунова Н.Я.).
4. Подготовка коллективной монографии работников дошкольных учреждений, участвующих в проекте «Социокультурное развитие дошкольников».
5. Проведение региональной научно-практической конференции «Истинные и мнимые ценности: их роль в развитии личности» на базе лаборатории г. Бердска (январь 2015).

План работы на текущий год

Отчёты о работе НИЛ :

Отчет НИЛ ПА и ДП 2014  
Отчет НИЛ ПА и ДП 2013
Отчет НИЛ ПА и ДП 2012 
Отчет НИЛ ПА и ДП 2011
Отчет НИЛ ПА и ДП 2010
Отчет НИЛ ПА и ДП 2009
Отчет НИЛ ПА и ДП 2008
 
Важнейшие публикации:

Монографии:

1. Большунова Н.Я. Субъектность как социокультурное явление. Новосибирск: НГПУ, 2005.
2. Большунова Н.Я. Социокультурное становление как основа духовно-нравственного развития дошкольников в формах детской субкультуры. Коллективная монография: Проблемы нравственной и этической психологии в современной России / Отв. ред. М.И. Воловикова. М.: Институт психологии РАН, 2011.
3. Большунова Н.Я. Проблема характера: традиции и современность. Новосибирск: НГПУ, 2011. 235 с.  
4.  Большунова Н.Я. Воспитание как социокультурное самоопределение личности (глава IV); Социокультурное воспитание в детстве (глава V) // Личность в воспитании и воспитание личности: монография / Н.П. Аникеева., Е.В. Киселева, Н.Н. Киселев, А.М. Сидоркин, Г.В. Винникова, В.П. Пивченко, Н.Я. Большунова. Новосибирск: НГПУ, 2014.

Учебные пособия

1.    Большунова Н.Я. Организация образования дошкольников в формах игры средствами сказки. Учебное пособие. Новосибирск: НГПУ, 1999.
2.    Большунова Н.Я. Психологические условия воспитания сенсорной культуры ребенка. Новосибирск: СНИ, 2002.
3.    Большунова Н.Я., Соколова Е.В. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии. Новосибирск: НГПУ, 2011. 255 с.
4.    Большунова Н.Я. Характер и его развитие в современных социокультурных условиях. Учебное пособие для студентов и магистрантов факультетов психологии. Ч.1. Новосибирск: НГПУ, 2012.
5.    Большунова Н.Я., Характер и его развитие в современных социокультурных условиях. Учебное пособие для студентов и магистрантов факультетов психологии. Ч.2. Новосибирск: НГПУ, 2013.
6.    Большунова Н.Я., Инчина М.В. Развитие индивидуальности и субъектности в формах детской субкультуры. Учебное пособие для студентов и магистрантов факультетов психологии. Новосибирск: НГПУ, 2013.
7.    Большунова Н.Я., Дьячков А.А., Смирнов Д.В., Соломатин Е.В. Развитие личности в воинском коллективе: учеб. пособие. Новосибирск: НВИ ВВ им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России, 2014.


Статьи

1.    Большунова Н.Я. Соотношение сигнальных систем и индивидуальных особенностей регуляции познавательных и сенсомоторных действий // Вопросы психологии. 1980. № 5.
2.    Большунова Н.Я. Развитие индивидуальности младшего школьника // Начальная школа. 1992. № 11-12.
3.    Большунова Н.Я. Место сказки в дошкольном образовании // Вопросы психологии. -1993. № 5.
4.    Большунова Н.Я. Поступок как социокультурное явление // Философия образования. 2006. № 1(15).
5.   Большунова Н.Я. Проблема развития детской индивидуальности // Материалы Международной научно-практической конференции «Развитие научного наследия Б.М. Теплова в отечественной и мировой науке (к 110-летию со дня рождения)». 15–16 ноября 2006 г. М.: БФ «Твердислов», 2006.
6.   Большунова Н.Я. Проблемное поле юношеского самоопределения в современной социокультурной ситуации // Социокультурные проблемы современного человека. Материалы IV Международной научно-практической конференции. Ч.I. Под ред. Н.Я. Большуновой, О.А. Шамшиковой. Новосибирск: НГПУ, 2010.
7.  Большунова Н.Я. Танец как средство интеграции душевного и телесного в детской субкультуре / Сборник статей и докладов. 2 Сибирский Международный Научный Конгресс Всемирного Совета Танца ЮНЕСКО «Проблемы высшего и среднего специального хореографического образования в Сибири». Новосибирск. Россия 27–30 июня 2011. Новосибирск: «Новосибирский издательский дом», 2011.
8.  Большунова Н.Я. Развитие характера в детском и юношеском возрасте // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. Сер. 5, апрель.
9.   Большунова Н.Я., Портянкина Е.А. Профессиональное самоопределение студентов и социокультурная востребованность психолога в современной социокультурной ситуации // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. Спецвыпуск D, июнь.
10.  Большунова Н.Я., Лучшева Л.М. Психологические факторы, влияющие на успешность распознавания эмоций по голосу у педагогов // Голос и речь. 2012. 1(6). С. 105-110.
11.  Большунова Н.Я. Поступок как восхождение к субъектности // Нравственность современного российского общества: психологический анализ / Отв.ред.: А. Журавлев, А. Юревич. М.: Институт психологии РАН, 2012. С. 137–154.
12.  Большунова Н.Я. Характер как единство телесного, душевного и духовного/ Мир науки, культуры, образования. 2012, №1(32).
13.  Большунова Н.Я., Инчина М.В. Технология организации занятия в детском саду в формах игры средствами сказки// Сибирский педагогический журнал 2013. № 3 С. 206 – 212.
14.  Большунова Н.Я. , Кононова Т.А. Специфика военного характера. Сибирский педагогический журнал. 2014. №3. С. 144- 150
15.  Большунова Н.Я., Устинова О.А. Социокультурный подход к пониманию детства как развитие идей психологической школы Г.И. Челпанова // Психологический институт в современном научно-психологическом пространстве: Международные Челпановские чтения 2014: Московская научно-практическая конференция к 100-летию Торжественного открытия Психологического института им. Л.Г. Щукиной (1914–2014). Москва, 22–23 апреля 2014 г. / Альманах Научного архива Психологического института / Сост., научн. ред. О.Е. Серова, Е.П. Гусева / Под общ. ред. В.В. Рубцова. М.: Алькор Паблишер, 2014. Вып.7. 540 с. С.48-55.
16.  Большунова Н.Я. Социокультурная составляющая современной практики психологической помощи // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. №1. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n1/68073.shtml (дата обращения: 29.05.2014).