Научно-исследовательская лаборатория профильного образования

Научно-исследовательская лаборатория профильного образования

Научный руководитель лаборатории -
Жафяров Акрям Жафярович, доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой геометрии и методики обучения математике ИФМИЭО НГПУ.
Заслуженный работник высшей школы РФ. Его научные результаты лежат в области математической кибернетики и образования. В первой области им разработана теория устойчивости широкого класса динамических моделей экономики и демографии. На базе этой теории он решил известную в указанной области с 1948 г. международную проблему о противоречиях между мерами производства. В рамках этой теории им опубликовано 3 монографии, 3 учебных пособия, 18 статей.
В области образования им разработаны методология и технология организации профильного обучения, опубликованы концепция, стандарты, учебные планы, автор или соавтор многочисленных учебников и учебных пособий на бумажных и электронных носителях.
По обоим направлениям опубликовано более 270 работ.
Лично под научным руководством А. Ж. Жафярова защищены 40 кандидатских и докторских диссертаций, в том числе более 30 кандидатских диссертаций учителями и преподавателями Сибирского региона. Результаты деятельности А. Ж. Жафярова известны во Франции, Китае, США, Германии.

Контакты:
  • адрес: 312 аудитория (3 этаж корпуса ИФМИЭО НГПУ);
  • тел.:8 (383) 269-90-05;
  • электронная почта: kafgimom@yandex.ru.
Сотрудники лаборатории:
  •   Таранова Марина Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент.
  •   Юрьев Константин Александрович - кандидат педагогических наук, доцент.
  •   Хасанов Наиль Алфатович - старший научный сотрудник.
  •   Жафяров Ансар Акрямович - программист.

Основной целью деятельности НИЛ профильного образования является разработать методологию и технологию повышения качества образования учащихся в рамках профильного образования.

Основными задачами НИЛ профильного образования являются:
  • проведение научно-исследовательской и научно-методической работы в области общего и профессионального математического образования, методики преподавания математики;
  • обеспечение условий для интеграции образования и науки, передача научных разработок в области методологии и истории математической науки в учебный процесс;
  • становление и развитие научных школ;
  • обсуждение результатов научных исследований сотрудников Лаборатории, внешнее рецензирование публикаций, авторефератов диссертаций, дипломных работ;
  • редакционно-издательская работа с целью публикации научных и научно-методических трудов, отражающих результаты научных исследований сотрудников Лаборатории (в том числе научных монографий, статей, сборников научных статей, учебников, учебных и учебно-методических пособий, учебных программ, хрестоматий и практикумов) по проблематике методологии математики и профильного образования;
  • организация и проведение научных конференций по профилю деятельности Лаборатории;
  • установление контактов и развитие сотрудничества с ведущими специалистами, научно-исследовательскими и педагогическими коллективами г. Новосибирска, Новосибирской области, других регионов Российской Федерации по вопросам изучения методологии и истории математики, а также комплексных проблем профильного образования;
  • расширение международного сотрудничества с зарубежными научными и учебными учреждениями (вузами, научными фондами, ассоциациями, обществами и т.д.) с целью интеграции в мировую научно-образовательную систему и проведения научных исследований совместно с зарубежными партнерами на взаимовыгодных условиях;
  • деятельность научно-методической школы «Профильное образование» (структура представлена ниже).

Структура научно-методической деятельности:


В области подготовки учащихся
 В области подготовки студентов




В области подготовки работающих учителей
  В области подготовки кадров высшей квалификаци
Разработать:
1) стратегию, методологию и педагогическую технологию развития учащихся/одарённых детей;
2) содержание школьного курса математики, обеспечивающего развитие индивидуальных способностей детей;
3) научно-методическое обеспечение педагогической технологии, способствующей достижению цели научно-методической школы. 
1) подготовить студентов педвузов к инновационной и творческой деятельности по развитию индивидуальных способностей учащихся;
2) разработать новое содержание математических дисциплин для педвузов;
3) создать научно-методическое обеспечение педагогической технологии, предназначенной для подготовки студентов к работе по развитию учащихся.  
1) повысить квалификацию действующих учителей (курсы повышения квалификации, научно-методические семинары, презентации новых учебно-методических пособий;
2)  подготовить учебно-методическое и дидактическое обеспечение для работы учителей по развитию учащихся, в том числе и одарённых детей.
1) подготовить кадры высшей квалификации по педагогическому образованию (докторов и кандидатов пед. наук);
2) привлекать наиболее талантливых студентов и учителей для учёбы в магистратуре и аспирантуре.

Под руководством А.Ж. Жафярова и членов научно-методической школы разработаны учебный план, программы. В настоящее время ведется работа по созданию учебно-методического обеспечения деятельности магистратуры.

Последние 7 лет научно-методическая школа является победителем конкурса Минобрнауки по проблемам образования. С 2002 года является исполнителем темы, посвящённой развитию компетентности учащихся, студентов и учителей по математике.
С 2009 по 2011 годы научно-методическая школа вела исследования по теме «Разработка содержания и методов формирования компетентности студентов, учителей и учащихся по математическим и естественно-научным дисциплинам» в рамках Ведомственной целевой аналитической программы Минорбнауки «Развитие научного потенциала высшей школы». По этой же ВЦАП Минобрнауки на 2012-2014 годы запланированы исследования научно-методической школы по теме «Методология и педагогическая технология повышения компетентности студентов, учителей и учащихся по математическим и естественно-научным дисциплинам».

Основные научные направления и результаты деятельности лаборатории:
  1. Научные исследования, выполняемые подведомственными Министерству образования и науки Российской Федерации высшими учебными заведениями, в рамках государственного задания на оказание услуг (выполнение работ).
  2. Решение комплексных проблем по направлению «Фундаментальные и прикладные основы подготовки и переподготовки современного учителя» на базе НИЛ профильного образования в рамках реализации Программа стратегического развития ФГБОУ ВПО «НГПУ» на 2012-2016 гг. Научный руководитель темы - зав. кафедрой, член-корр. РАО, доктор ф.-м. наук, профессор А.Ж. Жафяров.
  3. Тематический план фундаментальных исследований Российской академии образования на 2013-2017 годы - «Теоретические основы и практические модели поиска, выявления и развития детской одаренности в целях максимального раскрытия возможностей интеллектуального, творческого, социального, личностного потенциала растущего человека», «Теоретические основания, формы выявления, развития и поддержки математической и естественнонаучной одаренности детей», Дидактическое обеспечение педагогической поддержки детей, одаренных в области математики. Научный руководитель темы - зав. кафедрой, член-корр. РАО, доктор ф.-м. наук, профессор А.Ж. Жафяров.
  4. Повышение компетентности участников образовательного процесса. Цель – повысить компетентность таких участников образовательного процесса, как учителя математики общеобразовательных учреждений и учащиеся выпускных классов ОУ. Основные задачи: организация научно-методических семинаров по актуальным вопросов математического образования, проведение курсов повышения квалификации учителей математики, спецкурсов по математике для учащихся выпускных и предвыпускных классов ОУ, работа в качестве учителя математики в губернаторских классах.
Общее количество публикаций - более 500.

Важнейшие публикации:

    Жафяров А. Ж., Дахин А. Н., Юрьев К. А. Формирование метапредметной компетентности учащихся 7-х классов в процессе интеграции изучения физики и математики : учебное пособие / под ред. чл.-корр. РАО, д-ра физ.-мат. наук, проф. А. Ж. Жафярова ; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2014. – 174 с.
        Жафяров А. Ж., Жафяров А. А. Методология и технология повышения компетентности учителей, студентов и учащихся по теме «Квадратичная функция и ее приложения» в процессе изучения школьного курса математики / монография // Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т ; Ин-т пед. исслед. одаренности детей ; Сев.-Вост. фед. ун-т им. Амосова. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2014. – 225 с. Режим доступа: http://lib.nspu.ru/views/library/19115/read.html
        Жафяров А. Ж., Хасанов Н. А., Сухинин С.В. Собственные осе-радиальные акустические колебания около тонкостенных цилиндрических препятствий, разнесенных по оси Цилиндрического канала // JOURNAL OF APPLIED MECHANICS AND TECHNICAL PHYSICS = Прикладная механика и техническая физика.
        Таранова М.А. и др. Индивидуальная образовательная траектория, как способ реализации вариативности в образовании / М.В.Таранова, Е.М. Арчибасова, С.Ю. Долженкова и др. // Современные проблемы математики и естественнонаучного знания: материалы международной научной конференции (Коряжма, 15 – 18 сентября 2014 г.) / сост. И.В. Кузнецова, С.А. Тихомиров, И.В. Харитонова: Сев. (Арктич.) федер. ун-т, им. М.В. Ломоносова. – Коряжма: ООО «Редакция газеты «Успешная», 2014. – С. 141–144.
        Таранова М.В. Методические проблемы приобщения учащихся к исследовательской деятельности при обучении математике: сборник научных трудов материалов IV Международной конференции «Реализация принципа непрерывности в системе учебных предметов в образовательных учреждениях» (Астрахань, 18-19 апреля 2014 г.). – Астрахань, 2014. – С. 192–196.
        Таранова М.В. Методические проблемы использования компьютерных технологий при обучении математике в условиях малокомплектной школы республики Казахстан // Международная конференция «Проблемы коммуникации в современном поликультурном мире: этнопсихолингвистический анализ» (Москва, РУДН, 21-23 апреля 2014 г.). – Москва: РУДН, 2014.
        Таранова М.В. Приобщение учащихся к исследовательской деятельности по геометрии в условиях индивидуализированного подхода в обучении//геометрия и геометрическое образование: Сборник трудов IIIМеждународной научной конференции «Геометрия и геометрическое образование в современной средней и высшей школе» (к 75-летитю Е.В. Потоскуева) (Тольятти, 27–29 ноября 2014 г.) / под общ. ред. Р.А. Утеевой. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2014. – С. 215–218.
        Таранова М.В. Роль и место исследовательской деятельности учащихся в процессе освоения ими методов математики // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.
        Таранова М.В. Об организованности процессе формирования исследовательской деятельности учащихся в обучении математике (технологический аспект) // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12 (часть 9). – С. 2014–2018.
        Гейбука, С.В., Ковшова, Ю.Н. Формирование профессиональных компетенций будущих учителей математики в процессе исследовательской и научно-исследовательской деятельности // В мире научных открытий. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. – Т. 21. – № 9. (Проблемы науки и образования) – С. 1048–1060.
        Гейбука, С.В., Ковшова, Ю.Н., Компетентностный подход в обучении логике будущих экономистов // В мире научных открытий. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. (Проблемы науки и образования).
        Жафяров, А.Ж. Методология и технология повышения базисной компетентности учащихся и учителей математики по алгебре и началам анализа. – Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2009. – 735 с.
        Жафяров, А.Ж. Методология и технология повышения базисной компетентности учащихся и учителей математики по геометрии. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. – 406 с.
        Жафяров, А.Ж. Дидактическое обеспечение работы учителей с детьми, одарёнными в области математики. – Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2010. – 205 с.
        Жафяров, А.Ж. Методология и технология повышения компетентности учителей, студентов и учащихся по тригонометрии. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. – Ч. 1. – 235 с.
        Жафяров, А.Ж. Методология и технология повышения компетентности учителей, студентов и учащихся по тригонометрии. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. – Ч. 2. – 217 с.
       Жафяров А. Ж. Компетентностный подход к изучению школьного курса алгебры // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 8. – С. 64–68.
     Таранова М.В. Методологические аспекты повышения эффективности учебно-исследовательской деятельности учащихся профильных классов при обучении математике: монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2007. – 115 с.