Научно-исследовательская лаборатория возрастной психологии и психологии развития

Научно-исследовательская лаборатория «Возрастной психологии и психологии развития» существует с 2001 года (№ приказ об открытии НИЛ 850 – УМФ от 12.10.01), является структурным подразделением факультета психологии НГПУ и осуществляет свою деятельность на материально-технической и кадровой базе кафедры общей психологии и истории психологии.

Руководитель:

 Екатерина Олеговна Шамшикова, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии и истории психологии факультета психологии.
В 2006 г. окончила факультет психологии НГПУ по специальности «Психолог. Преподаватель Психологии», специализация «Клиническая психология».
В 2010 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме «Нарциссические корреляты психологического пространства личности» по специальности 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии.
На данный момент является: членом «Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии – Россия» (ЕКПП – Росия); членом Межрегиональной общественной организации «Сибирская ассоциация психоаналитиков» (МОО САП); членом Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования»; членом Новосибирского отделения Российского психологического Общества.

Область научных интересов:

1) психология развития, современный психоанализ, психотерапия и клиническая психология;
2) проблемы развития психики в норме и патологии; нарциссизм, как психо-социокультурный феномен; психологические границы и психологическое пространство личности.

Контакты:

адрес: ул. Вилюйская, 28, кабинет № 403 (4 этаж главного корпуса);
тел.: 8 (383) 244-00-95;
электронная почта: kafedra_psi@yandex.ru

Сотрудники лаборатории:

Научный сотрудник – Юлия Евгеньевна Руденская, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии и истории психологии.
Лаборант – старший лаборант кафедры общей психологии и истории психологии Арина Игоревна Зеленкова.

Направления деятельности:

  • Психологическое пространство личности – развитие и организация
  • Роль личностных феноменов в организации психологического пространства и трансформациях нарциссизма.


Основной целью деятельности лаборатории «Возрастная психология и психология развития» является обеспечение необходимых условий для наиболее полного использования и развития научного потенциала факультета психологии НГПУ в целом, отдельных его подразделений и сотрудников в области психологической науки.

Основными задачами лаборатории «Возрастная психология и психология развития» являются:
  • развитие научных исследований и организация их выполнения на факультете психологии;
  • практическая апробация и внедрение полученных результатов в практическую деятельность психологов;
  • научное и научно-методическое сотрудничество с учреждениями системы образования, здравоохранения и другими организациями;
  • внедрение полученных результатов в учебный процесс по направлениям подготовки студентов;
  • приобщение талантливых студентов (бакалавров, специалистов, магистрантов, аспирантов), обучающихся по специальностям/направлениям 37.03.01, 37.05.02, 37.04.01, к научным исследованиям на ранних стадиях обучения.
Указанные задачи реализуются через следующие виды деятельности:
  • теоретико-методологическое осмысление таких конструктов как «психологическое пространство личности», «нарциссические проявления личности»; исследование таких понятийно сложных феноменов, как «психологические границы», «временная перспектива», «идентичность личности» и т.д. и их развитие в онтогенезе.
  • наращивание экспериментальных данных, проясняющих детерминацию и зависимость между топологическими характеристиками психологического пространства личности, особенностями временной перспективы личности и статусами идентичности на разновозрастных выборках;
  • содействие в организации и проведении профессиональных практик, разработки методических материалов практик и программ дисциплин ООП по направлению подготовки 37.04.01 Психология. Магистерская программа «Психология развития»; по направлению подготовки 37.03.01 Психология. Бакалавр.
  • обсуждение результатов научных исследований сотрудников Лаборатории, внешнее рецензирование публикаций, авторефератов диссертаций, дипломных работ по проблематике истории и методологии психологии развития, избранных проблем психологии развития и возрастной психологии в рамках научно-методических семинаров, круглых столов, научно-практических конференций и съездов;
  • редакционно-издательская работа с целью публикации научных и научно-методических трудов, отражающих результаты научных исследований сотрудников Лаборатории (в том числе научных монографий, статей, сборников научных статей, учебников, учебных и учебно-методических пособий, учебных программ, хрестоматий и практикумов) по обозначенной проблематике.
Основные научные направления и результаты деятельности лаборатории:
Научно-исследовательская лаборатория «Возрастная психология и  психология развития» работает в рамках комплексной темы «Социокультурные детерминанты развития личности: механизмы, условия и факторы» кафедры общей психологии и истории психологии и исследует тему «Динамика психологического пространства: трансформации нарциссизма».Исследования в рамках указанной темы в течение 2013 года реализовываются по следующим направлениям:
  1. Психологическое пространство личности – развитие и организация
  2. Роль временной перспективы в организации психологического пространства личности
  3. Роль статусов идентичности в организации психологического пространства личности
В первом направлении объектом исследования выступает психологическое пространство личности. Организация психологического пространства личности рассматривается с помощью его основных топологических характеристик в их взаимосвязи с нарциссическими проявлениями личности. Под топологическими характеристиками психологического пространства понимаются такие конструкты, как «границы Я», «форма существования границ Я», «психологическая дистанция», «частота нарушения границ окружающих людей» и «суверенность психологического пространства личности». Исследуются топологические характеристики психологического пространства личности и теоретические и эмпирические  модели «границ Я» в современной психологии.
Во втором направлении изучается роль временной перспективы в организации психологического пространства личности, особенности временной перспективы личности с разными типами психологических границ. Временная перспектива в рамках исследования рассматривается как  неосознаваемый процесс,  в котором непрерывные потоки личностного и социального опыта распределяются по  временным категориям или временным рамкам, что помогает придать упорядоченность, последовательность и смысл  жизненным событиям. Временная перспектива является личностным конструктом.  Постулируется влияние не только  нарушений на структуру временной перспективы, но и изменения временной перспективы, могут влиять на состояние личности.
В третьем направлении проводится теоретико-методологический анализ понятия идентичности в современной психологической науке, рассматриваются теории идентичности в работах отечественных и зарубежных исследователей, особое внимание уделяется концепту Эго-идентичности, адаптируются зарубежные опросники на Российской выборке. Выборкой исследования служат как одиночно-рожденные испытуемые так и близнецовые рабы (моно- и дизиготных близнецов). Идентичность в рамках исследования рассматривается как «чувство тождественности человека самому себе, ощущение целостности, принимаемый им образ себя во всех своих свойствах, качествах и отношения к окружающему миру».

План работы на 2015 год

Отчет 2014 год
Отчет 2013 год
Отчет 2012 год
Отчет 2011 год
Отчет 2010 год
Отчет 2009 год
Отчет 2008 год


Важнейшие публикации:
Шамшикова, Е. О. Особенности взаимосвязи типов психологических границ и защитных механизмов личности в старшем подростковом возрасте (межнациональные различия) / Е. О. Шамшикова // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 4. – С. 178–185.
Шамшикова, Е.О. Детерминация нарциссизма в организации психологического пространства личности. – [Электронное научное издание]. – Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – № 3. – 2013. – С. 24-37. – режим доступа - http://vestnik.nspu.ru.
Шамшикова Е.О., Шамшикова О.А., Рехлова В.И. Взаимосвязь психологических границ и статусов эго-идентичности у однополых близнецов // Сибирский педагогический журнал. – № 3. – 2013. – С.184-190.
Шамшикова Е.О., Рехлова В.И. Специфика гуманофункций «Я» у лиц с различными статусами идентичности / Развитие человека в современном мире: материалы IV Всероссийской научно-практической интернет-конференции с международным участием (г. Новосибирск, 16-18 апреля 2013 г.) // Под науч. ред. Н.Я. Большуновой, О.А. Шамшиковой. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. – С.186-190.
Шамшикова Е.О. Модельные характеристики переходных форм нарциссизма // Сборник материалов: V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». Материалы участников съезда. Т. III. – М.: РПО, 2012. – С. 206-207.
Шамшикова Е.О., Архипова Т.С. Особенности временной перспективы личности с условно сохранными психологическими границами // Развитие человека в современном мире: материалы III Всероссийской научно-практической Интернет-конференции с международным участием / Под науч. ред. О.А. Шамшиковой, Н.Я. Большуновой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. – С.277-287.
Шамшикова О.А, Волохова В.И., Шамшикова Е.О. Развитие психологических границ в онтогенезе // Развитие человека в современном мире: материалы III Всероссийской научно-практической Интернет-конференции с международным участием / Под науч. ред. О.А. Шамшиковой, Н.Я. Большуновой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2012. – С.272-277.
Shamshikova E.O., Shamshikova O.A., Klepikova N.M. Isolation versus Communion. Model Characteristics of Narcissistic Personality Types // International Proceedings of Economics Development and Research // Materials of the 2nd International Conference on Behavioral, Cognitive and Psychological Sciences. – Singapore: IACSIT Press. – 2011. – V. 23. – P. 17-23.
Klepikova N.M., Shamshikova O.A., Shamshikova E.O. Narcissism research on a Russian sample // International Proceedings of Economics Development and Research // Materials of the 2nd International Conference on Behavioral, Cognitive and Psychological Sciences. – Singapore: IACSIT Press. – 2011. – V. 23. – P. 23-28.
Shamshikova O.A., Nesterova S.B. Nartsissic correlates of personal self-evaluation in adolescence // // Materials of the 2nd International Conference on Behavioral, Cognitive and Psychological Sciences. – Singapore: IACSIT Press. – 2011. – V. 23. – P. 28-39.
Шамшикова Е.О., Волохова В.И. Адаптация зарубежного опросника «Границы в психике» Эрста Хартманна // Развитие человека в современном мире: материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под науч. ред. О.А. Шамшиковой, Н.Я. Большуновой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2011.
Шамшикова Е.О., Петровская Т.Ю. К вопросу о дифференциации критериев нормального и клинического нарциссизма // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы клинической психологии». АОУ ВПО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» – СПб.: АЙСИНГ, 2011. – С. 68-72
Шамшикова О.А., Шамшикова Е.О. Психологическое пространство личности в эпоху нарциссизма. – Germany: Lambert Academic Publishing, Неinrich-Bocking-Str. Saarbrucken, 2011. – 280 pp.
Шамшикова Е.О. Адаптация зарубежной методики «Границы Я» Н. Браун (N. Brown). – Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск. – 2009. – №4 (16). – С.167-174.
Шамшикова О. А. Нарциссические проявления личности как образующие континуума переходных форм существования «Границ Я» / О. А. Шамшикова, Е. О. Шамшикова // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 7-2. – С. 265–270.
Шамшикова Е. О. К вопросу о взаимосвязи частоты нарушения границ «Я», степени выраженности нарциссических черт личности и статусе ее идентичности / Е. О. Шамшикова, Т. Ю. Петровская // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 7-2. – С. 259–265.


Монографии:
Шамшикова, О.А., Клепикова Н.М. Психология нарциссизма: операционализация и верификация феномена = Psychology of narcissism: Operationalisation and verification of the phenomenon. – Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2013. - 295 с.


Учебно-методические издания:
Шамшикова Е.О. Жестокое обращение с детьми и подростками: учебно-методическое пособие по направлениям 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения» / сост. Е.О. Шамшикова. – Новосибирск: Изд. ФГБОУ ВПО НГПУ, 2014. – 271 с.
Шамшикова Е.О., Шамшикова О.А. Психология развития и возрастная психология: учебно-методический комплекс по направлению 030300.62 «Психология» / сост. Е.О. Шамшикова, О.А. Шамшикова. – Новосибирск: Изд. ФГБОУ ВПО НГПУ, 2013. – 288 с.
Морозов Б.П., Шамшикова Е.О. Психология общения и переговоров: подготовка, организация и проведение переговорного процесса: учебное пособие. – Новосибирск: Изд. ФГБОУ ВПО НГПУ, 2013. – 156 с.
Зорькина О.С. Практикум по возрастной психологии: учебно-методическое пособие / О. С. Зорькина; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2012. - 134 с.