Научно-образовательный центр «Профильное обучение математике на компетентностной основе»

Научно-образовательный центр «Профильное обучение математике на компетентностной основе» был создан в 2014 году на базе Института физико-математического и информационно-экономического образования.

Основной целью деятельности НОЦ является научно-исследовательская работа по теме «Методология и технология формирования математической компетентности учителей и учащихся классов инженерного, математического и естественнонаучного направлений» в рамках выполнения базовой части гос. задания № 2014/366

Руководитель – Жафяров Акрям Жафярович, доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий кафедрой геометрии и методики обучения математике ИФМИЭО НГПУ.

Заслуженный работник высшей школы РФ. Его научные результаты лежат в области математической кибернетики и образования. В первой области им разработана теория устойчивости широкого класса динамических моделей экономики и демографии. На базе этой теории он решил известную в указанной области с 1948 г. международную проблему о противоречиях между мерами производства. В рамках этой теории им опубликовано 3 монографии, 3 учебных пособия, 18 статей.

В области образования им разработаны методология и технология организации профильного обучения, опубликованы концепция, стандарты, учебные планы, автор или соавтор многочисленных учебников и учебных пособий на бумажных и электронных носителях.

По обоим направлениям опубликовано более 270 работ.

Лично под научным руководством А. Ж. Жафярова защищены 40 кандидатских и докторских диссертаций, в том числе более 30 кандидатских диссертаций учителями и преподавателями Сибирского региона. Результаты деятельности А. Ж. Жафярова известны во Франции, Китае, США, Германии.

Контакты:

  • адрес: 312 аудитория (3 этаж корпуса ИФМИЭО НГПУ);
  • тел.:8 (383) 269-90-05;
  • электронная почта: kafgimom@yandex.ru.

Сотрудники:

  1. Дахин Александр Николаевич – доктор педагогических наук, профессор.
  2. Яровая Евгения Анатольевна – кандидат педагогических наук, доцент.
  3. Иглина Нина Григорьевна – кандидат биологических наук, профессор.

Направления деятельности:

  • Математизация естественнонаучных дисциплин (физики, биологии и химии, школьный уровень)
  • Методология, технология и принципы внедрения компетентностного подхода в систему образования
  • Разработка монографий и учебных пособий для учащихся, учителей и методистов педвузов по названным выше направлениям

Задачи:

  • Изучить документы о подготовке компетентных кадров в области образования и экономической деятельности РФ.
  • Изучить теорию и технологию внедрения компетентностного подхода к системе образования, изложенные отечественными и зарубежными авторами.
  • Разработать собственную концепцию повышения качества школьного и педвузовского образования по математическим и естественно-научным школьным дисциплинам



Общее количество публикаций – более 500.

Публикации 2014 года:

  1. Жафяров А. Ж., Жафяров А. А. Математические методы обработки результатов педагогических исследований и статистических данных : учебное пособие // Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т ; Ин-т пед. исслед. одаренности детей; Сев.-Вост. фед. ун-т им. Амосова ; Новосиб. воен. ин-т внутр. войск им. Яковлева. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2014. – 156 с.
  2. Жафяров А. Ж. Повышение компетентности учителей, учащихся и студентов педвузов по теме «Линейные уравнения, неравенства, системы и совокупности» : учебное пособие / Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т ; Ин-т пед. исслед. одаренности детей; Сев.-Вост. фед. ун-т им. Амосова. – Новосибирск : НГПУ, 2014. – 220 с.
  3. Жафяров А. Ж., Качалова Г. С. Формирование метапредметной компетентности учащихся 8-х классов (химия, математика, физика) : учебное пособие // под ред. чл.-корр. РАО, проф. А. Ж. Жафярова, Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2014. – 154 с.
  4. Жафяров А. Ж. Н. Г. Иглина Е. А. Яровая Методология и технология формирования базисных компетенций и компетентностей учащихся 5–6-х классов по биологии (естествознанию) : учебное пособие // под ред. чл.-корр. РАО, д-ра физ.-мат. наук, проф. А. Ж. Жафярова ; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2014. – 285 с.
  5. Жафяров А. Ж., Дахин А. Н., Юрьев К. А. Формирование метапредметной компетентности учащихся 7-х классов в процессе интеграции изучения физики и математики : учебное пособие / под ред. чл.-корр. РАО, д-ра физ.-мат. наук, проф. А. Ж. Жафярова ; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2014. – 174 с.
  6. Жафяров А. Ж., Никитина Е. С., Федотова М. Е. Методология и технология формирования компетентности учителей, студентов и учащихся по теме «Квадратичная функция и ее приложения» / монография // Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т; Ин-т пед. исслед. одаренности детей; Сев.-Вост. фед. ун-т им. Амосова. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2014. – 145 с.
  7. Жафяров А. Ж., Жафяров А. А. Методология и технология повышения компетентности учителей, студентов и учащихся по теме «Квадратичная функция и ее приложения» в процессе изучения школьного курса математики / монография // Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т ; Ин-т пед. исслед. одаренности детей ; Сев.-Вост. фед. ун-т им. Амосова. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2014. – 225 с. Режим доступа: http://lib.nspu.ru/views/library/19115/read.html
  8. Дахин А. Н. Модели компетентности участников образования : монография / под ред. чл.-корр. РАО, проф. А. Ж. Жафярова ; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2014. – 259 c.
  9. Яровая Е. А. Формирование метапредметной компетентности учащихся 5–6-х классов основной школы (биология, математика) : монография ; под ред. чл.-корр. РАО, проф. А. Ж. Жафярова ; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2014. – 161 c.
  10. Дахин А. Н. Технология открытого образования: попытка вхождения в систему // Народное образование. – 2014. – № 5. – С. 125–133.
  11. Дахин А. Н. Буллинг – издержка социализации или её механизм? // Народное образование. –2014. – № 7. – С. 177–184.
  12. Дахин А. Н. Педагогика научного сотрудничества России и США // ПЕДАГОГИКА. – 2014. – № 6. – С. 111–115.
  13. Жафяров А. Ж. Модели изучения темы «Квадратичная функция и ее приложения» на компетентностной основе // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 3. – С. 27–34.
  14. Жафяров А. Ж. Методология изучения учебно-дидактических единиц на компетентностной основе // Философия образования. – 2014. – № 2. – С. 237–246.
  15. Дахин А. Н. Открытое образование как феномен XXI века // Педагогический профессионализм в образовании: материалы X Международной научно-практической конференции (г. Новосибирск, 19–20 февраля 2014 г.) / под науч. ред. Е. В. Андриенко ; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2014. – С. 277–284.
  16. Дахин А. Н. Опыт культурных обменов России и США // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Педагогика. – 2014. – Т. 15. – Вып. 2. – С. 59–64.
  17. Жафяров А. Ж. Предложения по реализации концепции развития математического образования в Российской Федерации // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2014. – № 2 (18). – С. 84–92.