Научно-образовательный центр Философии и социологии образования

Руководитель - профессор, профессор ЮНЕСКО Нина Васильевна Наливайко.

Контакты:

  • адрес: НИИ Философии образования, 329 аудитория (3 этаж корпуса ИИГСО НГПУ);
  • тел.: 8 (383) 244-16-71;
  • электронная почта: n-nalivaiko@mail.ru.
Сотрудники:
  1. Аблажей Анатолий Михайлович – кандидат философских наук.
  2. Богатырев Андрей Витальевич – ведущий программист.
  3. Вертгейм Лев Борисович - кандидат физико-математических наук.
  4. Власюк Наталья Николаевна – кандидат философских наук, старший научный сотрудник.
  5. Ворожцов Александр Николаевич – младший научный сотрудник.
  6. Головко Никита Владимирович - доктор философских наук.
  7. Евзрезов Денис Валерьевич – младший научный сотрудник.
  8. Загорулько Любовь Петровна - кандидат философских наук.
  9. Изгарская Анна Анатольевна -кандидат философских наук.
  10. Ильюк Виктория Александровна – секретарь.
  11. Камашев Сергей Владимирович - кандидат философских наук.
  12. Косенко Татьяна Сергеевна – кандидат философских наук, научный сотрудник.
  13. Майер Борис Олегович – доктор философских наук, заместитель руководителя.
  14. Наливайко Алексей Валерьевич - кандидат философских наук.
  15. Паршиков Владимир Иванович – доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник.
  16. Петров  Владимир Валерьевич - кандидат философских наук.
  17. Покасова Елена Викторовна - кандидат философских наук.
  18. Пугачев Александр Викторович - кандидат философских наук.
  19. Пушкарева Елена Александровна - доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник.
  20. Пушкарев Юрий Викторович – кандидат философских наук, старший научный сотрудник.
  21. Сысуева Елена Сергеевна - секретарь.
  22. Шуляк Олеся Владимировна – ведущий библиограф.
  23. Черных Сергей Иванович - доктор философских наук.
Задачи:
  • рассмотреть влияние глобализации на тактику и стратегию образовательной по-литики в современных региональных и национальных образовательных пространствах;
  • проанализировать специфику развития образовательных систем Востока и Запада в условиях глобализации. Рассмотреть проблемы взаимосвязи образования и воспитания в процессе подготовки специалистов;
  • разработать пути повышения эффективности деятельности образовательных структур регионального уровня в целях усиления безопасности российского и националь-ных образовательных пространств в условиях глобализации.
НОЦ создан для реализации идей активной интеграции науки и образования, практического внедрения в жизнь идей интеграции науки и образования. В рамках НОЦ осуществляется консолидация философов образования ученых ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» и Института философии и права СО РАН. В рамках НОЦ и Ассоциации философов образования, к работе по консолидации философов образования, педагогов, психологов, социологов и других специалистов в области гуманитарных наук активно привлекаются  ученые Сибири (Барнаул, Красноярск, Кемерово, Томск и др.), Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России, а также Ближнего и Дальнего зарубежья.

Направления деятельности: научно-исследовательская, научно-организационная и научно-издательская деятельность.

Научно-исследовательская деятельность связана с разработками следующих направлений философии образования:

1. Социально-философский анализ современного образовательного пространства, электронное образовательное пространство. Ведет тему д-р филос.н. Черных Сергей Иванович.
Получены результаты: показано, что современное состояние образования близко к кризисному. Одним их ярких проявлений кризиса является формирующееся расхождение между традиционным образованием (в его сущностных и организационных формах) и нетрадиционным образованием, являющим себя как следствие информатизации и глобализации образования. Данное расхождение близко к противоречию в той элементной, структуре образовательного взаимодействия, которая в философии образования именуется «субъект образовательного процесса». Особенно отчетливо это проявляется в принципиально новом – электронном образовательном пространстве как инобытии информационного пространства. Социально-философская рефлексия этих изменений приводит к заключению о том, что:
  • складывания электронного образовательного пространства изменяет субъект-объектную основу образовательного взаимодействия на субъект-субъектную;
  • при этом субъект электронного образовательного пространства генерирует новую природу, в которой «живой» обучающий заменяется «машиной»;
  • таким образом «обучаемый» в электронном образовательном пространстве при-обретает новые характеристики, усиливающие индивидуализм в образовательном взаимодействии и теряет свою «человеческую» субъектность. Возникает так называемая «виртуальная личность». Все изложенные процессы актуализируются в современных условиях, но их социально-философский аспект исследован очень слабо.
2.    Исследование эпистемологических основ философии образования Ведет тему д-р филос.н. Майер Борис Олегович.
Получены результаты:
  • осуществлено изучение особенности эпистемологической системы теоретизирования как неклассической теории  познания применительно к изучению проблем философии образования в условиях объективной необходимости системного сопряжения самоидентичности отечественного социума и требований эффективной интеграции страны в мировое сообщество;
  • выявлены основные эпистемологические аспекты и проблемы философии образования и доказано, что в их решении ведущая роль принадлежит эпистемологической си-стеме теоретизирования;
  • проанализирована методологическая роль эпистемологической системы теоретизирования в формировании целостной концепции философии образования, в том числе в исследовании структуры, модели и репрезентации явного и неявного знания о системе образования;
  • изучена социокультурная обусловленность эпистемологических аспектов философии образования, выделение основных особенностей взаимосвязи трансформации общества и системы образования в условиях России, онтологические особенности данного процесса.
3. Исследуется проблема правового регулирования образования (философский аспект). Ведет тему: Пугачев Александр Викторович.
Получены результаты:
  • рассмотрены понятия и основное содержание функций философии в образовании и праве. На основе проведенного анализа определяется содержание функций философии в правовом регулировании образования. Особое внимание, при этом, уделяется содержанию методологической функции философии в правовом регулировании образования. С учетом специфики правового регулирования образования раскрывается понятие «методология правового регулирования образования»;
  • в ходе исследования планируется выявить тенденции изменения российского законодательства, регулирующего отношения в сфере образования. На основе исследования исторического аспекта правового регулирования образования в России делается вывод о необходимости сохранения тенденции сочетания законодательного закрепления, как вопросов обучения, так и вопросов воспитания.
4. Осуществляется комплексный анализ философии профессионального образо-вания. Ведет тему: д-р филос. наук Паршиков Владимир Иванович.
Получены результаты:
  • показано, что преодоление кризиса в образовании связано с новым этапом в осмыслении единства науки, образования, философии, с учетом того, что связь между ними историческая, прогрессирует, усложняется и обогащается. Доказано, что кризис образования возникает тогда, когда происходит рассогласование между прогрессирующей наукой и отстающим по содержанию образованием. Показано также, что многие идущие в современном профессиональном  образовании процессы еще не понят-ны и не однозначны в своей оценке: это – последствия упразднения государственной монополии на образование; следует ли ориентировать профессиональное образование на максимальную  адаптацию к требованиям рыночной стихии, или ориентировать на гуманистические ценности социума и др. Решение подобного рода проблем  неизбежно упирается в  вопросы специфики государственной политики в области образования. Функциональная концепция профессионального образования призвана сделать образовательную политику государственно жизненной, отвечающей реальности, не отрывающей образование от самого человека.
Научно-исследовательская и научно-издательская деятельность осуществляется сегодня и продолжится в последующие годы по следующим направлениям:
  1. Анализ соотношения глобальных и региональных систем образования.
  2. Изучение синтеза западных и восточных образовательных традиций и достижений, возможностей их взаимообогащения.
  3. Методологические аспекты философии образования, функции и специфика их реализации в теории образовательного (воспитательного) процесса.
  4. Анализ форм взаимодействия философии и философии образования: онтологические, эпистемологические, аксиологические, когнитивные, ментальные, праксиологические  и др. аспекты современной философии образования.
  5. Философское осмысление инновационных процессов в современном отечественном образовании.
  6. Философское осмысление государственной политики в области образования.
  7. Анализ проблем безопасности системы образования в условиях глобализации.
  8. Информационная безопасность в образовании как философская проблема.
  9. Философский анализ проблем качества образования.
  10. Философские основания современной теории воспитания, ее ценностные ориентации в условиях глобализации.
  11. Роль педагогического образования в системе современного гуманитарного образования;
  12. Языковое образование в современных условиях и др.
В качестве важнейшей остается задача привлечения видных отечественных и зарубежных ученых-специалистов в области философии образования к решению проблем развития мирового и отечественного образовательного пространства.

В проведении научно-организационной работы НОЦ особое внимание уделяется вопросам работы с молодыми кадрами ученых. Организация и проведение выездных школ молодых ученых:
  • «Формирование экологического сознания: диалог востока и запада о качестве экологического образования» (2011 г.);
  • «Инновационное образование в развитии российского общества глазами молодых ученых (глобальный и региональный аспект)» (2012 г.);
  • «Духовность, нравственность молодежи с позиций современной аксиологии и за-дачи регионального образования. Интегральное осмысление аксиологии образования» (2013 г.) и др.
Ведется активная международная деятельность: установлены научные контакты с Британией, Словакией, Чехией, Казахстаном, Узбекистаном, Украиной и мн.др.

Высокий рейтинг цитирования в РИНЦ имеют такие статьи, как:

  1. Майер Б.О., Наливайко Н.В. «Об онтологии качества образования в обществе знания» - статья.- Философия образования. 2008. № 3. С. 4-18.
  2. Наливайко Н.В., Наливайко А.В. «Философия образования Востока и Запада: общее и особенное» - статья. - Философия образования. 2011. Т. 34. № 1. С. 162-168.
  3. Наливайко Н.В. – статья. - Глобализация и изменение ценностных ориентиров российско-го образования. - Философия образования. 2012. № 6. С. 27-32.
  4. Наливайко Н.В., Петров В.В. «Инновационное образование в России: внедрение или изучение зарубежного опыта?» - статья. - Философия образования. 2011. Т. 35. № 2. С. 62-70.
  5. Черных С. И., Наливайко Н. В. «Образовательное взаимодействие как объект философского анализа». – Статья. – ж. «Философия образования», 2012, №1, с. 173-179.
  6. Наливайко Н. В. – «Образовательная политика: ориентиры развития отечественного образования» - статья. - философский конгресс «Философия в современном мире: диалог мировоззрений». Нижний Новгород. 2012
Важнейшие публикации:
  1.  Ашилова М. С., Наливайко Н. В., «Философия образования Востока и Запада: развитие диалога» - монография – 300 с. – ISBN 978-5-7692-1323-6. – Новосибирск: Изд-во СО РАН.
  2. Загорулько Л. П. «Языковое образование в современных условиях: социально-философский анализ». – монография. – 118 с. – ISBN 978-5-7692-1323-6. – Новосибирск: Изд-во СО РАН. Отв. Редактор – Н. В. Наливайко. (Серия трудов “Философия образования» – Т. XLI.)
  3. Наливайко Н. В., Панарин В. И., Паршиков В. И.  – монография - Глобальные и региональные тенденции развития отечественного образования (социально-философский анализ): монография. – 2010, 297 с..– ISBN 978-5-76-92-1161-4. – Новосибирск : Изд-во СО РАН (Т. XХХVIII, серии трудов «Философия образования»).
  4. Наливайко Н. В., Паршиков В. И., Пушкарева Е. А., Панарин В. И., Камашев С. В., Косенко Т. С. «Инновационные аспекты современного профессионального образования (база данных)»: - Коллективная монография: с. 275.– ISBN 978-5-93889-125-8. – с.- Новосибирск : Изд-во ГЦРО, (Сер.тр. «Философия образования» – Т. XХХVII.).
  5. Наливайко Н. В. «Введение в философию образования». Учебное пособие для студентов (бакалавров, магистрантов) высших педагогических заведений. – 2011 г., – 271 c. - ISBN 978-5-85921-861-5. Изд-во НГПУ, Новосибирск.
  6. Петров В. В. «Инновационное образование в современной России» - монография. – 212 с. Новосибирск : Изд-во ГЦРО, (Сер.тр. «Философия образования» – Т. XL).
  7. Черных С. И. «Образовательное пространство в условиях информатизации общества».  Монография. - Новосибирск. Изд-во НГАУ. - 254 с. – Ответственный редактор – д. филос.н. Н. В. Наливайко - ISBN 978-5-94477-111-7 (т. ХХХIХ.Серии трудов «Философия образования»).