Научно-образовательный центр «Гуманитарные и социальные исследования»

Положение о НОЦ

Руководитель – кандидат культурологии, доцент Видеркер Вячеслав Владимирович.

Контакты:

адрес:
309 аудитория (3 этаж корпуса ИИГСО НГПУ);
тел.:
(383) 244-04-89, (383) 244-19-92;
e-mail: noc.iigso@gmail.com

Научно-образовательный центр «Гуманитарные и социальные исследования» был создан в 2012 году для объединения и координации усилий подразделений Института истории, гуманитарного и социального образования по проведению научных исследований, образовательной и инновационной деятельности в области истории, культурологии, музеологии, правоведения и социальной педагогики. Работа НОЦ «Гуманитарные и социальные исследования» осуществляется в тесном сотрудничестве с кафедрами и другими научно-образовательными структурами НГПУ.

Задачи:
  • проведение научных исследований, разработка и реализация программ новых учебных курсов, внедрение в учебный процесс результатов научно-исследовательской деятельности;
  • концентрация усилий ведущих специалистов из числа профессорско-преподавательского состава в разработке инновационных проектов, программ и технологий;
  • развитие международного и межрегионального сотрудничества в области научных исследований и образовательной деятельности.
Основные научные направления деятельности:

Инновационная деятельность:
  • внедрение и практическая реализация результатов научно-исследовательской деятельности;
  • предоставление дополнительных возможностей для научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава (в том числе магистрантов, аспирантов): осуществление и продвижение научно-исследовательских проектов, консультирование по вопросам проведения научных исследований, проведении экспертизы проектов, подготовленных к внедрению и др.;
  • разработка и регистрация продуктов интеллектуальной деятельности.
Научная деятельность:
  • проведение научных исследований по следующим направлениям: История России XVIII–XX вв. в социальном, ментальном и образовательном измерениях; Всеобщая история, историография, теория и методология истории, источниковедение и методы исторических исследований; Практическая культурология: история, археология, культура; Правовое образование, юридическая защита семьи и детства; Социолого-политические особенности современного государственного и муниципального управления; Методология и методика обучения истории, праву и культурологии в современной школе; Социализация и воспитания в целостном процессе развития личности;
  • привлечение студентов к научно-исследовательской работе направлениям исследований;
  • участие в научных мероприятиях разных уровней (международных, всероссийских, региональных);
  • информирование студентов, научно-педагогических работников университета и сторонних учреждений о научных мероприятиях, конкурсах научно-исследовательских проектов, образовательных программах по направлениям исследований НОЦ, проводимых в России и за рубежом.
Образовательная деятельность:
  • участие в разработке учебно-методической документации по реализуемым ИИГСО образовательным программам;
  • проведение обучающих мероприятий (семинаров, тренингов, практикумов);
  • информирование населения г. Новосибирска и Новосибирской области о важнейших исторических событиях в жизни страны и ее культурных достижениях при помощи средств массовой информации.

Итоговый отчет за 2012 год

Итоговый отчет за 2013 год

Итоговый отчет за 2014 год

Сотрудники:

  1. Аникеева Нэлли Петровна – кандидат педагогических наук, профессор.
  2. Баяндин Владимир Ильич – кандидат исторических наук, доцент.
  3. Бехтенова Елена Фёдоровна – кандидат педагогических наук, доцент.
  4. Богданова Елена Владимировна – кандидат педагогических наук,  доцент.
  5. Бородовский Андрей Павлович – доктор исторических наук, профессор.
  6. Видеркер Вячеслав Владимирович – кандидат культурологии, доцент.
  7. Винникова Галина Васильевна – кандидат педагогических наук, доцент.
  8. Горьковская Зинаида Петровна – кандидат исторических наук, доцент.
  9. Давыденко Наталья Алексеевна – кандидат исторических наук, доцент.
  10. Давыдова Клара Дмитриевна – кандидат философских наук, доцент.
  11. Демидчик Аркадий Евгеньевич – доктор исторических наук, профессор.
  12. Дрёмова Людмила Ивановна – кандидат исторических наук, доцент.
  13. Дураков Игорь Альбертович – кандидат исторических наук, доцент.
  14. Елагин Виталий Сергеевич – кандидат исторических наук, профессор.
  15. Запорожченко Андрей Владимирович – кандидат исторических наук, доцент.
  16. Зверев Владимир Александрович – доктор исторических наук, профессор.
  17. Зверева Капитолина Емельяновна – кандидат исторических наук, доцент.
  18. Ивонина Ольга Ивановна – доктор исторических наук, профессор.
  19. Катионов Олег Николаевич – доктор исторических наук, профессор.
  20. Катионова Анна Олеговна – кандидат педагогических наук, доцент.
  21. Карнаухов Дмитрий Владимирович – доктор исторических наук, профессор.
  22. Киселев Николай Николаевич – кандидат социологических наук, доцент.
  23. Киселева Елена Васильевна – кандидат педагогических наук, доцент.
  24. Котович Лидия Владимировна – кандидат исторических наук, доцент.
  25. Кузнецова Татьяна Анатольевна – кандидат исторических наук, доцент.
  26. Курчеев Валерий Сергеевич – доктор юридических. наук, профессор.
  27. Лаврентьева Зоя Ивановна – доктор педагогических наук, профессор.
  28. Лейбова Екатерина Константиновна – кандидат педагогических наук, доцент.
  29. Лобанова Анна Александровна – старший преподаватель.
  30. Луговой Кирилл Владимирович – кандидат исторических наук, доцент.
  31. Мжельская Татьяна Владимировна – кандидат исторических наук, доцент.
  32. Нехаева Светлана Валентиновна – кандидат исторических наук, доцент.
  33. Олейников Игорь Валерьевич – кандидат исторических наук, доцент.
  34. Палишева Наталья Витальевна – кандидат исторических наук, доцент.
  35. Пивченко Владимир Петрович – кандидат педагогических наук, доцент.
  36. Полиновская Евгения Анатольевна – кандидат исторических наук, доцент.
  37. Прошин Владимир Алексеевич – кандидат исторических наук, доцент. 
  38. Реутова Мария Александровна – старший преподаватель
  39. Родигина Наталия Николаевна – доктор исторических наук, профессор.
  40. Ромм Татьяна Александровна – доктор исторических наук, профессор.
  41. Самохин Сергей Иванович – доцент.
  42. Сербай Людмила Ивановна – доцент.
  43. Сидорчук Оксана Николаевна – кандидат исторических наук, доцент.
  44. Смагин Роман Юрьевич – старший преподаватель.
  45. Соловьёва Екатерина Ивановна – доктор исторических наук, профессор.
  46. Сорокин Владимир Николаевич – доцент.
  47. Спесивцева Вера Александровна – кандидат исторических наук, доцент.
  48. Тихомирова Елена Евгеньевна – кандидат культурологии, доцент.
  49. Троицкая Татьяна Николаевна – доктор исторических наук, профессор.
  50. Умбрашко Константин Борисович – доктор исторических наук, профессор.
  51. Франк Артём Владимирович – аспирант.
  52. Хлытина Ольга Михайловна – кандидат педагогических наук, профессор.
  53. Хромова Ирина Валерьевна –кандидат педагогических наук, доцент.
  54. Чапля Татьяна Витальевна – доктор культурологии, профессор.
  55. Черноверская Татьяна Александровна – кандидат исторических наук, доцент.
  56. Шабанов Артем Геннадьевич – старший преподаватель.


Важнейшие публикации:

1.    Аникеева Н. П. Игра – воспитание – Личность. Новосибирск: изд-во НГПУ, 2012. – 201 с.
2.    Аникеева Н. П., Киселева Е. В. Особенности экспертной деятельности в воспитании // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 1. С. 179–184.
3.    Баканова Н. В. Проблемы правового регулирования возмездного оказания услуг высшими образовательными учреждениями // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 1. С. 168–172.
4.    Баяндин В. И. «Разыскиваются мещане, состоящие в рекрутской очереди» Борьба с уклонистами от военной службы в ХIХ – начале ХХ века. // Военно-исторический журнал. 2013. № 3. С. 58–63.
5.    Баяндин В. И. Начало рекрутского пути: от места жительства до места службы (XIX в.) // Гуманитарные науки в Сибири. 2012. № 1. С. 48–52.
6.    Баяндин В. И. Обучение нижних чинов специальных частей российской армии и флота во второй половине XIX– начале XX вв. // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 1. С. 31–36.
7.    Баяндин В. И. Российская армия в конце ХIХ – начале ХХ вв.: доставка новобранцев по Сибири и Дальнему Востоку // Гуманитарные науки в Сибири. РАН СО. 2013. № 1. С. 24–29.
8.    Бехтенова Е. Ф. Исторические сюжеты и методические доминанты в вопросах взаимоотношений России и Польши на страницах современных польских школьных учебников истории // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 1. С. 114–119.
9.    Бехтенова Е. Ф. Методика преподавания региональной и локальной истории в школе. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. – 51 с.
10.    Богданова Е. В., Киселева Е. В. Методика организации и проведения учебных и производственных практик. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. – 136 с.
11.    Богданова Е.В. Педагогический потенциал волонтерской деятельности в формировании субъектной позиции студентов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2012. Т. 18. Ч. 2. С. 219–222.
12.    Богданова, Е. В. Социально-педагогическая деятельность /Е. В. Богданова, Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 189 с.
13.    Видеркер В. В. История и типология отечественной культуры первой половины XVIII в. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. – 120 с.
14.    Видеркер, В. В. История и типология отечественной художественной культуры второй половины XIX века: учебное пособие / В. В. Видеркер; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 118 с.
15.    Видеркер В. В. Культурологическое образование как социокультурный фактор развития личности // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 1. С. 138–142.
16.    Воспитание: формирование социальности человека / Т. А. Ромм, З. И. Лаврентьева, П. Н. Аникеева, О. А. Лаврентьева. Н. Ю. Симушкина. – Новосибирск: изд-во НГПУ, 2012. – 254 с.
17.    Горьковская З. П., Лейбова Е. К. Компаративная стратегия интерпретации эпохи Петра I в историографии и в учебниках по истории в школьном российском образовании // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 1. С. 100–107.
18.    Демидчик А.Е. История Древнего Мира. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. – 90 с.
19.    Демидчик А. Е. Догма о божественности правителя в идеологии древнейших территориальных государств // Вестник НГУ, 2013. Том 12, выпуск 1.
20.    Демидчик А. Е. Древнеегипетский царь Санхибра I // Вестник НГУ. 2012. Т. 11. Выпуск 1. С. 5–8.
21.    Демидчик А. Е. Изглаженное имя фараона Мерикара // Вестник НГУ. 2013. Том 12, выпуск 4.
22.    Дрёмова Л. И. Храмы и монастыри – источник изучения русской культуры // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 1. С. 125–131.
23.    Дружинина Ю. В. Духовно-нравственное воспитание крестьян как направление просветительской деятельности сельской интеллигенции Западной Сибири (вторая половина XIX – начало XX в.) // Известия Алтайского государственного университета. 2012. № 4/1 (76).С. 93–97.
24.    Дяденко М. Ю. Метод сотрудничества как отраслевой метод регулирования образовательных отношений // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 1. С. 164–167.
25.    Запорожченко А. В. Индоиранские кави и мифология кузнеца // Вестник НГУ. 2013. Т. 12. Вып. 4. С. 52–57.
26.    Запорожченко А. В., Луговой К. В. Инициационные ритуалы в системе индоиранской социализации // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 1. С. 147–152.
27.    Запорожченко, А. В. Основные элементы индоиранской мифоритуальной традиции: монография / А. В. Запорожченко. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2014. – 258 с.
28.    Зверев В. А. Тимофеева Ю.В. Внешкольное образование как средство развития книжной культуры сельского населения Западной Сибири в конце XIX – начале XX в. // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 5. С. 220–224.
29.    Зверев, В. А. Люди детные: воспроизводство населения сибирской деревни в конце имперского периода: монография / В. А. Зверев; отв. ред. В. А. Исупов; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – 2-е изд., испр. и доп. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 278 с.  (ПСР)
30.    Зверев В. А., Зверева К. Е. Как Сибирь училась читать: школа, грамотность и книжная культура в русской деревне (1861–1917 гг.). Изд. НГПУ. – 273 с.
31.    Ивонина О. И. К вопросу о периодизации истории нового и новейшего времени // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 1. С. 54–59.
32.    Ивонина О. И. «Восток-Запад в пространстве русской идеи. Часть 1. XIX в. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013.
33.    Исакова Н. В. «Наука культурология: образовательное и воспитательное значение» // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5.
34.    Карнаухов Д. В. Средневековая Русь в историческом образовании Польши: истоки формирования стереотипов // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 1. С. 60–65.  
35.    Катионов О. Н. Книга С.В. Обручева «В неизведанные края» как источник для изучения средств передвижения и транспорта на северо-востоке России в 20–30-е гг. ХХ в. // Гуманитарные науки в Сибири. 2013. № 1. С. 92–94.  
36.    Катионов О. Н., Катионова А. О. Подготовка кадров специалистов в Сибири (XVIII–начало XIX вв.) // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 1. С. 13–20.
37.    Катионов О.Н. Улалинское землеотводное дело 1899–1915 гг. Новосибирск: НГПУ, 2012.
38.    Катионова, А. О. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: учеб.-метод. пособие / А. О. Катионова; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2014. – 80 с.
39.    Киселёв Н. Н. Гуманитарные технологии в учебно-воспитательном процессе института истории, гуманитарного и социального образования НГПУ, как средство снижения дезадаптации студентов // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 1. С. 190–195.
40.    Киселева Е. В. «Профессиональное экспертное сообщество в педагогической экспертизе: характеристики, требования, потенциал» // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5.
41.    Киселева Е. В., Аникеева Н. П. Особенности экспертной деятельности в воспитании // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 1. С. 179–184.
42.    Лаврентьева, З. И. Приемная семья как социально-педагогический феномен: монография / З. И. Лаврентьева; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – 218 с.
43.    Лаврентьева З. И. Ресурсы и риски патроната: социально-педагогический аспект // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5.
44.    Лейбова Е. К., Горьковская З. П. Компаративная стратегия интерпретации эпохи Петра I в историографии и в учебниках по истории в школьном российском образовании // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 1. С. 100–107.
45.    Лейбова Е. К. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Новосибирск: НГПУ, 2013.
46.    Лобанова А. А. Система подготовки межевых кадров в России в XIX– начале XX вв. // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 1. С. 50–53.
47.    Новые исследовательские подходы в работе с историческими  источниками XVIII–ХХI вв.: коллективная монография / под ред. В. А. Зверева, Н. Н. Родигиной. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. – 148 с.
48.    Луговой К. В. Ритуал в нартовском эпосе народов Северного Кавказа. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. – 276 с. (ПСР)
49.    Олейников И. В. Антикризисная деятельность администрации КВЖД в революционное время (1917–1920 гг.). Новосибирск: изд-во НГПУ, 2012. – 106 с.
50.    Пивченко В. П. Педагогический коллектив в воспитательной системе А.С. Макаренко: исторический контекст и современный взгляд // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 1. С. 200–205.
51.    Полиновская Е. А. Европа в новейшее время: проблемы политики и экономики : учебно-методическое пособие. Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2013. – 221 с.
52.    Полиновская Е. А. Современные подходы к изучению новейшей истории стран Запада // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 1. С. 89–93.
53.    Реутова М.А., Родигина Н.Н. Вспомогательные исторические дисциплины. Новосибирск: НГПУ, 2012. – 130 с.
54.    Родигина Н.Н., Кузнецова Т.А. История СМИ в России (вторая половина XIX–XX в.). Новосибирск: НГПУ, 2012. – 148 с.
55.    Родигина Н. Н., Ледовских А. Ю. Репрезентации войны 1812 г. в отечественных учебниках истории второй половины XIX – начала XXI в. // Гуманитарные науки в Сибири. 2012. № 3. С. 15–19.
56.    Родигина Н. Н., Сабурова Т. А. «Вперед к Герцену»: репрезентации А.И. Герцена в мемуарах русских интеллектуалов XIX в. // Диалог со временем. 2012. Выпуск 38. С. 5–24.
57.    Родигина Н. Н., Худяков В. Н. «Воображая Сибирь»: А.В. Ремнев о ментальном картографировании Сибири XIX в. // Вестник Омского университета. 2012. № 2 (64). С. 27–32.
58.    Ромм Т. А., Богданова Е. В. Воспитание. Волонтерство. Молодежь: монография. Новосибирск, Изд-во НГТУ, 2014. – 450 с.
59.    Ромм Т. А. Концепция социального воспитания в современных условиях: нормативно-интерпретативный подход // Вестник РГНФ. 2012. № 1 (66). С. 155–162.
60.    Ромм Т. А. Социальное воспитание и социально-педагогическая деятельность в современном российском обществе: векторы трансформации // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 5. Т. II. С. 11–17.
61.    Ромм Т. А. Социальное воспитание как контекст социальной педагогики на современном этапе // Социальная педагогика в России: научно-методический журнал. 2012. № 2. С. 60–61.
62.    Ромм Т. А. Стандартизация воспитания в высшем профессиональном педагогическом образовании // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5.
63.    Ромм Т. А. Теоретическая концептуализация социального воспитания в современной педагогике // Вестник КГПУ. 2012. № 1.С. 110 – 114.
64.    Самохин С.И. Практический курс китайского языка. Часть 2. Новосибирск, Изд. НГПУ, 2013.
65.    Сидорчук О. Н. Художественное образование – грамотность просвещённого человека» или «рисовать может каждый»: история одного эксперимента на страницах журнала «русская школа» начала XX века // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 2. С. 140–145.
66.    Смагин Р. Ю. Институт образования как механизм формирования социального капитала: перспективы исследований // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 1. С. 173–178.
67.    Современные исследовательские подходы в работе с историческими источниками в преподавании истории в школе и в вузе. Новосибирск: изд-во НГПУ, 2013.
68.    Спесивцева В. А. Историография зарубежной истории Новосибирск: НГПУ, 2012. – 72 с.
69.    Тимербулатова Э. С. Профессиональная деятельность как фактор формирования ценностно-смысловой сферы личности современных женщин-матерей // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 5.
70.    Тихомирова Е. Е., Чапля Т. В. Модели коммуникации. Т. 1. Коммуникации в искусстве. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. – 137 с.
71.    Тихомирова Е. Е., Чапля Т. В. Модели коммуникации. Т. 2. Вербальная коммуникация. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013.
72.    Тихомирова Е. Е. Нормативное пространство современной культуры и школьный курс «основы религиозных культур и светской этики» // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 1. С. 108–113.
73.    Тихомирова Е. Е. Основы религиозной культуры и светской этики. Новосибирск: НГПУ, 2012. – 174 с.
74.    Тихомирова Е.Е. Древние языки. Новосибирск, Изд. НГПУ, 2013.
75.    Троицкая Т. Н. К вопросу о специализации производственной деятельности населения Западной Сибири в древности // Вестник НГУ. 2013. Выпуск 5.
76.    Умбрашко К. Б. Развитие источниковедения в русской исторической науке первой половины XIX в. Новосибирск: изд-во НГПУ, 2012. – 220 с.
77.    Умбрашко К. Б. Туризм: региональная история: учебное пособие. Новосибирск, Изд. НГПУ, 2013.  – 225 с.
78.    Умбрашко К.Б. Историографические практики XVIII – начала ХХI вв.: учебное пособие. Новосибирск: Изд. НПУ, 2013. – 246 с.
79.    Умбрашко К. Б. Историография истории России в профессиональной подготовке бакалавров // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 1. С. 66–73.
80.    Умбрашко К. Б. Критическое изучение актовых источников в отечественной науке первой половины XIX в. // Гуманитарные науки в Сибири. 2012. № 1. С. 45–48.
81.    Хлытина О. М. Школьное историческое образование в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Новосибирск: НГПУ, 2012. – 226 с.
82.    Хлытина О.М., Зверева К.Е., Бехтенова Е.Ф., Сидорчук О.Н., Лейбова Е.К. Единый государственный экзамен: проектирование индивидуальных программ подготовки к экзамену. Новосибирск: НГПУ, 2012.
83.    Хлытина О. М. «Историческая ситуация» как единица содержания и основа проектирования познавательной деятельности школьников // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 1. С. 94–99.
84.    Франк А. В. Р. Ю. Випер и развитие отечественного исторического образования в первой четв. XX в. // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 2. С. 150–154. (ПСР)
85.    Чапля Т.В. Интерпретационные механизмы существования социального мира в зеркале коммуникации // Идеи и Идеалы. 2012. № 2(12).
86.    Чапля Т.В. Социальная природа искусства // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусства. 2012. № 19/1. С. 206–217.
87.    Чапля Т. В. Язык как средство социализации // Сибирский педагогический журнал», 2014. Выпуск 2. С. 9–14.