НИЛ "Региональный компонент в географии"

Научно-исследовательская лаборатория  «РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ГЕОГРАФИИ»

Место расположения: кафедра экономической географии и регионоведения НГПУ

Телефон: 244-15-05
Электронная почта: econgeo@inbox.ru
Научный руководитель: канд. геогр. наук, доц., зав. кафедрой Пономарева Н.Н.

Сотрудники лаборатории в 2014 г.:

–     Нечепуренко Г.Я., к.п.н., доц.
–     Ионова (Подгорнова) Н.В., к.г.н., доц.
–     Северина (Митрофанова) Ю.В., к.п.н., доц.
–     Беляева (Чанова) М.В., к.п.н., доц.
–     Шмакова Г.В., ст.преп.
–     Пацала С.В., ст. преп.
–     Лапин К., аспирант
–     Новикова Т.Ю., зав. кабинетом.

Сотрудниками лаборатории в предыдущие годы были:

–     Лепин П.В., д.п.н., проф.
–     Позднякова Г.М., к.г.н., доц.
–     Востриков Н.И., к.э.н., проф.
–     Рогаткин А.Ю., к.э.н., доц.
–     Донукалова Р.П., ст. преп.
–     Сафронова Н.А. аспирант;
–     Тамплон (Фещенко) В.А. аспирант;
–     Родько Г.А. аспирант

Лаборатория «Региональный компонент в географии» создана в 2004 г. (приказ №1089–УМФ от 24.11.2004 г.), является структурным подразделением кафедры эко-номической географии и регионоведения Института естественных и социально-экономических наук НГПУ и осуществляет свою деятельность на материально-технической и кадровой основе кафедры.

Основной целью деятельности НИЛ «Региональный компонент в географии» яв-ляется выявление особенностей развития и размещения производительных сил на тер-ритории России, Сибири и Новосибирской области, и использование краеведческого принципа в обучении географии в вузе и школе.

Основными задачами лаборатории являются:

• проведение научно-исследовательской и научно-методической работы по реги-ональному компоненту в географии, апробация и внедрение полученных результатов в учебный процесс;
• руководство научно-исследовательской работой студентов, выпускными ква-лификационными работами, полевой практикой студентов по проблемам региональ-ного характера;
• осуществление связи с НИПКиПРО, УМО учителей географии города по повы-шению квалификации учителей географии в изучении регионального компонента в географии;
• сотрудничество с ЮНИОР, Городским центром работы с одаренными детьми по организации и проведению научно-практических конференций и олимпиад школь-ников по географии через структуры НГПУ, популяризация знаний регионального компонента по географии;
• осуществление внешнего рецензирования публикаций, авторефератов диссер-таций, ВКР студентов по проблематике лаборатории;
• проведение редакционно-издательской работы с целью публикации научных и научно-методических трудов, отражающих результаты работы сотрудников по проб-лематике лаборатории;
• организация и проведение научно-практических конференций с включением материалов исследования по профилю лаборатории;
• участие в Международных, Всероссийских, региональных конференциях по профилю деятельности лаборатории.

  Основные результаты деятельности лаборатории:

1. Работа над кандидатскими диссертациями.
2. Защита кандидатских диссертаций:

• Митрофанова (Северина) Ю.В. Методика формирования индивидуального опыта творческой деятельности учащихся средствами новых педагогических технологий при изучении географии своей местности (на примере курса «Искитимоведение»).
• Ионова Н.В. Динамика экономико-географического положения и ее влияние на миграционные процессы (на примере Новосибирской области).
• Чанова (Беляева) М.В. Методика использования метода проектов в обучении географии России.

Подготовка кандидатских диссертаций к защите:

• Пацала С. В. Современное геополитическое положение Новосибирской облас-ти и его влияние на социально-экономическое развитие территории.
• Родько Г. А. Географические аспекты формирования региональной системы учреждений общего образования на примере Новосибирской области.

2. Публикация монографий, научных статей, учебных пособий, учебно-методи-ческих комплексов, электронных пособий, атласов Новосибирской области, информа-ционно-справочных изданий по профилю лаборатории.
3. Участие в международных, всероссийских и региональных конференциях по региональным социально-экономико-географическим проблемам России и стран мира и методике их обучения в вузе и школе.
4. Организация и проведение Всероссийских научно-практических интернет-конференций «Географическая наука и образование: современные проблемы и пер-спективы развития» в апреле 2012 г., 2013 г., 2014 г.
5. Повышение квалификации учителей географии по содержанию и методике обучения регионального компонента в географии через:
– участие с докладами в заседаниях учебно-методических объединений учите-лей географии г. Новосибирска и Новосибирской области;
– работу с учителями географии в НИПКиПРО;
– проведение курсов повышения квалификации учителей географии на базе ка-федры в рамках реализации программ дополнительного образования.
6. Участие в ярмарках, конкурсах:
– в Сибирской ярмарке «Учсиб-2005» (диплом за учебное пособие Митрофано-вой (Севериной) Ю.В. «Искитимоведение»), «Учсиб-2006» в составе ИЕСЭН (диплом за учебно-информационный комплекс «Новосибирская область»);
– в 2006 г. во Всероссийском конкурсе «Региональный учебник», проводимом Издательским домом «Первое сентября» (диплом III степени за учебное пособие Мит-рофановой (Севериной) Ю.В. «Искитимоведение»), получение гранта на создание УМК «Искитимоведение» в 2012 г.;
– во внутривузовском конкурсе «Образовательные ресурсы XXI века» в номина-ции «Электронные учебно-методические комплексы для системы дистанционного обучения» Ионова Н.В. с УМК «Экономика Сибири» (диплом лауреата);
– участие Чановой (Беляевой) М.В. в районном (I место), городском и областном конкурсах «Учитель года – 2006», где стала лауреатом.
7. Работа со студентами, магистрантами, аспирантами.
Под руководством преподавателей участие студентов:
– в Международном политологическом форуме с докладами и публикациями статей «Форос-Сибирь – 2006», «Форос-Сибирь – 2007», «Форос-Крым – 2007», «Фо-рос-Сибирь – 2010», «Форос-Сибирь – 2011»;
– публикация научных статей студентов в «Сборнике научных работ студентов и молодых ученых ИЕСЭН» в 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 гг.;
– участие в международных, всероссийских, региональных и межвузовских на-учно-практических конференциях, молодежной научно-практической летней школе Русского географического общества «География в современном мире: проблемы и перспективы» с докладами и публикациями статей по проблемам лаборатории;
– проведение конференций со студентами по итогам полевых практик по проб-лемам лаборатории.
8. Работа со школьниками: сотрудничество с ЮНИОР, Городским центром рабо-ты с одаренными детьми по организации и проведению научно-практических конфе-ренций и олимпиад школьников по географии через структуры НГПУ по популяриза-ции знаний регионального компонента в географии.

  Публикации

2005 год
1) Пацала С.В. Военно-стратегическое положение России и геополитические ас-пекты ее безопасности // Сборник научных работ студентов и молодых ученых. – Но-восибирск: Изд-во ГЦРО, 2005. – Вып. 7. – Ч. 2. – 0,5 п.л.
2) Митрофанова Ю.В. Образовательные Интернет-проекты в приобретении опыта творческой деятельности (на примере изучения географии родного города) // Геогра-фия в школе. – 2005. – №1. – 0,3 п.л.
3) Нечепуренко Г.Я., Митрофанова Ю.В., Чанова М.В. Инновационные техно-логии обучения географии // Программы курсов повышения квалификации, перепод-готовки, дополнительного профессионального образования, семинаров, тренингов. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. – 0,1 п.л.
4) Нечепуренко Г.Я. Сборник материалов о результатах единого государствен-ного экзамена 2005 г. География. – Новосибирск, 2005. – 1,2 п.л.
5) Пономарева Н.Н., Позднякова Г.М. Секция география // Грани творчества: Ин-формационно-методический бюллетень. – Новосибирск: Изд. ДТД УМ «Юниор», 2004. – 0,1 п.л.
6)  Подгорнова (Ионова) Н.В. Экономико-географическое положение как дина-мическая категория экономической и социальной географии // Сборник научных ра-бот студентов и молодых ученых. – Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2005. – Вып. 7. – Ч. 2. – 0,.5 п.л.
7) Рогаткин А.Ю. Социальные формы экономической субъективности и форми-рование регионального поликультурного пространства // Проблемы социо-кросс-культурной интеграции в поликультурном образовании. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2005. – 0,6 п.л.
8) Рогаткин А.Ю. Эффективность общественного производства, занятость насе-ления и экономический рост (на примере Новосибирской области) // Безработица в России: особенности и пути смягчения (региональный аспект). – М., 2005. – Деп. в ИНИОН РАН, №509408. – 1,0 п.л. (рук.)
9) Митрофанова Ю.В. Формирование индивидуального опыта творческой дея-тельности учащихся средствами новых педагогических технологий при изучении гео-графии своей местности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2005. – 1,25 п.л.

Под руководством преподавателей кафедры опубликованы научные статьи сту-дентов в Сборнике научных работ студентов и молодых ученых. – Новосибирск: Изд-во ГЦРО, 2005. – Вып. 7. – Ч. 2:

–     Детковская О.В. Традиционное хозяйство народов Севера и развитие нефтега-зового комплекса (Науч. рук. – Донукалова Р.П.)
–     Позднякова Т.М. Территориальная асимметрия демографического и социаль-но-экономического пространства Сибири (Науч. рук. – Позднякова Г.М.)
–     Дякина И.В. Демографическое развитие Новосибирской области и миграции населения (Науч. рук. – Подгорнова Н.В.).
2006 год
1) Ионова Н.В. Динамика экономико-географического положения и ее влияние на миграционные процессы (на примере Новосибирской области): автореф. дис… канд. геогр. наук. – М.: Изд. МПГУ, 2006. – 1,25 п.л. (на правах рукописи).
2) Новосибирская область: природа, население, хозяйство. Информационно-спра-вочное издание / Сост.: Пономарева Н.Н., Позднякова Г.М., Донукалова Р.П., Ионо-ва Н.В., Пацала С.В. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. – 3,5 п.л. (по кафедре).
3) Пацала С.В. Экономическая география и регионалистика: Учебно-методичес-кий комплекс. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. – 12,2 п.л.
4) Нечепуренко Г.Я. География / В сб. материалов о результатах единого госу-дарственного экзамена. – Новосибирск: Изд. «Мангазея», 2006. – 1 п.л.
5) Митрофанова Ю.В. Система творческих заданий по краеведению / В сб.: Гео-графическая наука и географическое образование: традиции и новации. – СПб.: Изд. «Облик», 2005. – 0,5 п.л.
6) Шмакова Г.В. (в соавторстве) Роль электронных учебников в формировании познавательного интереса студентов к изучению краеведения в университете // Фило-софия образования. – 2006. – Специальный выпуск. – 0,5 п.л.
7) Чанова М.В. Приобретение учащимися опыта творческой деятельности при использовании метода проектов в обучении географии / В сб.: научно-методическое партнерство в сфере образования: Материалы III региональной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд. НГУЭУ, 2006. – 0,4 п.л.

2007 год
1)    Пацала С.В. Экономика и экономическая география региона России: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. – 26,5 п.л.
2)     Митрофанова Ю.В. Методические аспекты изучения национально-региональ-ного компонента географического образования в школе: Учебно-методический комп-лекс. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. – 11,6 п.л.
3)     Чанова М.В. Разработка урока «Мой город – парк» // География в школе. – 2007. – №6. – 0,3 п.л.
4)     Пономарева Н.Н. (в соавторстве). Элективные курсы. Биология, химия, гео-графия. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. – 0,5 п.л. (13,5 п.л.)
5)     Нечепуренко Г .Я., Пономарева Н.Н. Технология применения логических опор-ных конспектов в географическом образовании // В сб.: Инновации в педагоги-ческом образовании: Материалы Международной научно-практической конференции, г.Ново-сибирск, 22-24 октября 2007 г. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. – 0,3 п.л.
6)     Нечепуренко Г.Я. Технология взаимодействия «гимназия – педуниверситет» по созданию ресурсного центра педагогического профиля // Вестник педагогических инноваций. – 2007. – №4.
7)     Митрофанова Ю.В. Подготовка будущих учителей географии к использова-нию ПИТ в профильной деятельности: опыт и новые решения // В сб.: Педагогический профессионализм в современном образовании: Материалы III Международной науч-но-практической конференции, г.Новосибирск / Под науч. ред. Е.В. Андриенко. – Но-восибирск: Изд. НГПУ, 2007. – 0,3 п.л.
8)     Сафронова Н.А. Особенности географии межрегиональной торговли углем в Сибирском федеральном округе // В сб.: Территориальная организация общества и уп-равление в регионах: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г.Воронеж, 22-24 марта 2007 г.: в 2 ч. / Науч. ред. Т.М. Худякова. – Воронеж: ВПГУ. – Ч. 2. – 0,4 п.л.
9)     Сафронова Н.А. Исторические аспекты межрегионального торгового сотруд-ничества регионов Сибири // В сб.: Сибирь: история и современность (политические, экономические и правовые аспекты развития Сибири: Материалы научно-практичес-кой конференции, г.Новосибирск, 20 апреля 2007. – Новосибирск: Изд. НГТУ, 2007. – 0,25 п.л.
10)     Сафронова Н.А. Сибирь в условиях геополитических трансформаций России // В кн.: Механизмы и направленность культурной и политической эволюции / Под ред. Н.С. Розова. – Новосибирск: Наука. – Вып. 3. – 0,5 п.л.
11)     Сафронова Н.А. Рост благосостояния населения как фактор трансформации китайского общества / В сб.: Восточное общество: интеграционные процессы и дезин-теграционные факторы в геополитическом пространстве АТР: Материалы Междуна-родной конференции, г.Улан-Удэ, 27 июня – 1 ноля 2007 г. – Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2007. – 0,4 п.л.
12)     Сафронова Н.А. Международная торговля образовательными услугами как показатель конкурентоспособности вузов Новосибирской области / В кн.: Материалы круглого стола «Формирование конкурентоспособного российского специалиста в высшей школе», 5 октября 2007 г. – Новосибирск: Изд. НГТУ, 2007. – 0,5 п.л.

2008 год
1)    Митрофанова Ю.В. Видеофильм «Мой город»: электронное издание. – М.: ФГУП НТЦ «Информрегистр», Федеральный депозитарий электронных изданий. Реги-страционное свидетельство №12363 от 24 января 2008 г. Номер государственной ре-гистрации 0320800136.
2)    Митрофанова Ю.В. Методика формирования индивидуального опыта творчес-кой деятельности учащихся средствами новых педагогическихтехнологий при изуче-нии географии своей местности / В сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции «Образование и наука в современном обществе» (15 ок-тября 2008 г., г. Новосибирск). – Новосибирск: Изд. НИПКиПРО, 2008. – 0,4 п.л.
3)     Сафронова Н.А. Трансформация конкурентных преимуществ Новосибирской области в 1990-2000-х гг. / В сб.: Особенности роста и развития региональных соци-ально-экономических систем: сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза: РИО ПГСХА, 2008. – 0,25 п.л.

4)     Нечепуренко Г.Я. Методический анализ выполнения заданий ЕГЭ по геогра-фии в 2008 году / Сб.: Единый государственный экзамен в Новосибирской области в 2008 году. – Новосибирск: ОГУ ОЦМО, 2008. – 0,7 п.л.
5)     Нечепуренко Г .Я. Результаты ЕГЭ–2008 по географии обнадеживает, но не удевлетворяег / Сб.: Государственная (итоговая) аттестация выпускников общеобра-зовательных учреждений Hoвосибирской области в 2008 г. – Новосибирск: ОГУ ОЦМО, 2008. – 0,5 п.л.
6)     Сафронова Н.А. Формирование пространственных моделей торговой деятель-ности для регионов Сибири в 1990-2000-х гг. / В сб.: Экономическое и социальное развитие регионов России: сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза: РИО ПГСХА, 2008. – 0,25 п.л.

2009 год
1) Чанова М.В. Возможности технологии метода проектов в решении актуальных проблем школьного географического образования // География в школе. – 2009. – № 6,8 (научная статья в журнале ВАК). – 1,01 п.л.
2) Пацала С.В. Геополитическое положение современной России: военно-страте-гический аспект // География в школе. – 2009. – №5-6 (научная статья в журнале ВАК). – 0,9 п.л.
3) Пономарёва Н.Н. Особенности демографической ситуации и демографичес-кого поведения населения Новосибирской области. Сб.: Российский регион: пробле-мы развития и управления. Всероссийская научная конференция., 16 декабря 2008 г., г.Волгоград / Отв. ред. А.А. Огарков. – М.: ООО «Глобус». – С. 198-199. (0,3 п.л.) (научная статья).
4) Северина Ю.В. Краеведение: УМК // Всероссийское электронное издание «ЗАВУЧ ИНФО». Свидетельство: серия А № 00408/2009.
5) Ионова Н.В. Динамика экономико-географического положения как фактор эко-номического развития региона (на примере Новосибирской области) // Особенно-сти роста и развития рггиональных социально-экономических систем: сборник статей V Всероссийская научно-практическая конференция. – Пенза: РИО ПГСХ, 2009. – С. 45-48 (0,25 п.л.) (научная статья).
6) Ионова Н.В. Методические подходы к оценке экономико-географического по-ложения региона (на примере Новосибирской области) // Проблемы стратегии реги-онального развития: Материалы III Всероссийской научной конференции (заочной). 24 ноября 2008 г. / ГОУ ВПО, Тамб. гос. ТГУ им. Г.Р. Державина. – Тамбов: Изда-тельский дом ТГУ Г.Р. Державина, 2009. – С. 28-34 (0,44 п.л.) (научная статья).
7) Ионова Н.В. Миграционные процессы и экономическая безопасность (на при-мере Чановского района Новосибирской области) // Стратегическое развитие совре-менной России: проблемы и перспективы (2009; Волгоград). Всероссийская научно-практическая конференция «Стратегическое развитие современной России: проблемы и перспективы, 24 февраля 2009.: [материалы] / отв. ред. А.А. Огарков и др. – М.: ООО «Глобус», 2009. – С. 133-144 (0,75 п.л.) (научная статья).
8) Ионова Н.В. Проблемы развития экономики России // Новый ИМиДЖ: Инфор-мационно-методический и дидактический журнал. – 2008. – №2-3. декабрь. – С. 39-48 (0,7 п.л.) (научная статья).
9) Ионова Н.В. Экономико-географическое положение и его влияние на мигра-ционные процессы за период 1980-2002 гг. (на примере Новосибирской области). – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. – 214 с. (13,37 п.л.) (монография),
10) Чанова М.В. Методика использования метода проектов в обучении геогра-фии России: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Нижний Новгород, 2009 (на правах ру-кописи).
11) Чанова М.В. Средства реализации обучающего, развивающего и воспитыва-ющего потенциала метода проектов в образовательном процессе // Сб.: Учебно-воспи-тательная работа в школе. Системный подход / Под общей ред. Г.С. Семёнова. – М.: Школьная пресса, 2009. – С. 72-101 (1,8 п.л.) (научная статья).
12) Чанова М.В. Воспитывающий потенциал географического образования // Сб.: Воспитательный потенциал современного урока. – Новосибирск: НГПЛ, 2009. – С 12-21 (0,69 п.л.) (научная статья).
13) Северина Ю.В. Регионоведение: УМК. – Новосибирск: НОУ НИЭМ, 2009. – 20 с. (1,25 п.л.).
14) Северина Ю.В. УМК по краеведению // Всероссийское электронное издание «ЗАВУЧ ИНФО»: Регистр, свидетельство серии А № 00408/2009.
15) Публикация 14 научных статей студентов в Сборнике научных работ студен-тов и молодых ученых ИЕСЭН [Электронное издание]. – Гос. рег. НТЦ «Информре-гистр» 0321000146.

2010 год
1) Нечепуренко Г.Я. Управление качеством образования в гимназии №7 // Моде-ли школьных систем управления качеством образования (из опыта работы школ Но-воси-бирской области: Сб. статей. – Новосибирск: Обл. гос. учреждение «Областной центр мониторинга образования», 2009. – С. 8-17, 97-98.
2) Нечепуренко Г.Я. Методический анализ результатов ЕГЭ по географии в 2010 году // Сборник ЕГЭ в 2010 г. Новосибирская область. – Новосибирск: Изд. «Манга-зея», 2010. – 0,3 п.л.
3) Ионова Н.В. Демографические аспекты социально-экономических проблем развития России // Актуальные проблемы экономики и права: Сб. статей международ-ной Интернет-конференции (декабрь 2009 г.). – Новосибирск: Изд. НИЭМ, 2010. – 0,4 п.л.
4) Пацала С.В. Проблемы безопасности России в контексте глобализации // Акту-альные проблемы экономики и права: Сб. статей международной Интернет-конфе-ренции (декабрь 2009 г.). – Новосибирск: Изд. НИЭМ, 2010. – 0,8 п.л.
5) Чанова М.В. Методика применения метода проектов при изучении темы «Рек-реационные возможности Новосибирской области и Западной Сибири // География и экология в школе XXI века. – 2010. – №7. – 0,63 п.л.
6) Ионова Н.В. Экономическая и социальная география Сибири и Новосибир-ской области: учебно-методический комплекс. – Новосибирск: Изд. НГПУ. – 16,0 п.л.
7) Ионова Н.В. Значение переписи населения в Сибири и Новосибирской области // Весь университет. – 0,6 п.л.
8) Чанова М.В. Всеобщая перепись населения – обязанность гражданина России и основной источник социально-демографических данных // Весь университет. – 0,38 п.л.
9) Чанова М.В. Методика использования метода проектов в обучении географии России: учебное пособие. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. – 15,5 п.л.
10) Чанова М.В. Возможности курса «География России» в реализации техноло-гии метода проектов // География и экология в школе XXI века. – 2010. – 0,5 п.л.
11) Шмакова Г.В. Краеведение: учебно-методический комплекс. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. – 7,1 п.л.

2011 год
1) Атлас Новосибирской области: природа, население, экономика, история.  ФГУП Новосибирская картографическая фабрика, 2011 г.
Преподавателями кафедры (Пономаревой Н.Н., Лепиным П.В., Поздняковой Г.М., Ионовой Н.В., Пацала С.В.) составлено 29 карт.
2)  Ионова Н.В. Проблемы обеспечения экономической безопасности региона в условиях низкого уровня жизни населения (на примере Сибири) / Сб. статей XII Меж-дународной научно-практической конференции «Социально-экономические пробле-мы развития предприятий и регионов», декабрь 2010 г. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. – 0,2 п.л. (научная статья).
3)  Ионова Н.В. Оценка экономической безопасности региона (на примере Сиби-ри) / Сб. статей XII Международной научно-практической конференции «Социально-экономические проблемы развития предприятий и регионов», декабрь 2010 г. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. – 0,2 п.л. (научная статья).
4)  Пономарева Н.Н. Транссиб как приоритетное направление в развитии между-народных транспортных коридоров на территории России / Сб. статей X Всероссий-ской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы российской эко-номики», март 2011. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2011. – 0,3 п.л. (научная ста-тья).
5)  Ионова Н.В. Экономическая и социальная география Сибири: УМК [Элек-тронный ресурс] – ФГУП НТЦ «Информрегистр», 26 августа 2011 г., №0321102315.
6)  Северина Ю.В. Личностно-ориентированная рабочая тетрадь для школьников по краеведению / Современные проблемы краеведческой работы с детьми младшего школьного возраста (к 75-летию ГОУ ВПО НГПУ): Материалы региональной научно-практической конференции (г.Новосибирск, 12 мая 2010 г.). – Новосибирск: Изд. ГОУ ВПО НГПУ, 2010. – 0,59 п.л. (научная статья).
7)  Северина Ю.В. Магистерская программа «Образовательный туризм» как ос-нова профессиональной подготовки учителя к краеведческой работе в школе / Совре-менные проблемы краеведческой работы с детьми младшего школьного возраста (к 75-летию ГОУ ВПО НГПУ): Материалы региональной научно-практической конфе-ренции (г. Новосибирск, 12 мая 2010 г.). – Новосибирск: Изд. ГОУ ВПО НГПУ, 2010. – 0,4 п.л. (научная статья).
8)  Шмакова Г.В. Краеведение и его место в средней общеобразовательной шко-ле / Современные проблемы краеведческой работы с детьми младшего школьного возраста (к 75-летию ГОУ ВПО НГПУ): Материалы региональной научно-практической конференции (г.Новосибирск, 12 мая 2010 г.). – Новосибирск: Изд. ГОУ ВПО НГПУ, 2010. – 0,56 п.л. (научная статья).
9)  Шмакова Г.В. Географическое краеведение в педагогическом вузе / Совре-менные проблемы краеведческой работы с детьми младшего школьного возраста (к 75-летию ГОУ ВПО НГПУ): Материалы региональной научно-практической конфе-ренции (г.Новосибирск, 12 мая 2010 г.). – Новосибирск: Изд. ГОУ ВПО НГПУ, 2010. – 0,46 п.л. (научная статья).
10) Тамплон В.А. Динамика ожидаемой продолжительности жизни населения Новосибирской области / География, история и геоэкология на службе науки и инно-вационного образования: Материалы международной научно-практической конфе-ренции, посвящённой Всемирному дню Земли и 110-летию Красноярского отделения Русского географического общества (г.Красноярск, 22-23 апреля 2011 г.). – Красно-ярск: КГПУ, 2011. – Т.1. – 0,55 п.л. (научная статья).
11) Тамплон В.А. Здоровье как главный критерий оценки качества населения Но-восибирской области (на примере Чулымского района) / Актуальные проблемы реги-оноведения: Материалы международной научно-практической конференции, 24-25 ап-реля 2011 г.,  Славянск-на-Кубани. – Славянск-на-Кубани: Изд. Центр СГПИ, 2011. – Ч.2. – 0,88 п.л. (научная статья).

2012 год
1) статьи в журналах ВАК:
– Востриков Н.И. (в соавт.). Повышение инвестиционной привлекательности мо-лочного скотоводства // Вестник Новосибирского государственного аграрного уни-верситета. – 2012. – №1. – Ч. 2. – С. 160-164 (0,5 п.л.);
– Востриков Н.И. (в соавт.) Экономико-статистический анализ факторов эффек-тивности сферы услуг в регионе // Вестник НГУЭУ. – 2012. – №3 (0,75 п.л.);
– Лепин П.В. Стратегия развития высшего педагогического образования в Сибир-ском Федеральном округе // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – №2. – С.8-13 (0,38 п.л.);
2) Северина Ю.В. Краеведческие заметки об Искитиме: Рабочая тетрадь для уча-щихся 7(8) классов общеобразовательных школ. – Искитим: Центр дополнитель-ного образования, 2012. – 72 с. (9,0 п.л.) (учебно-методические пособие).

3) Материалы Всероссийской научно-практической Интернет-конференции «Географическая наука и образование: современные проблемы и перспективы разви-тия» (1-25 апреля 2012 г.) / Под науч. ред. П.В. Лепина. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. – 160 с. – 10 п.л. (сборник научных статей).
4) Ионова Н.В. Оценка конкурентоспособности регионов Сибири / Сб. статей Всероссийской научно-практической Интернет-конференции «Географическая наука и образование: современные проблемы и перспективы развития» (1-25 апреля 2012 г.); под науч. ред. П.В. Лепина. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012 (0,25 п.л.) (научная статья).
5) Пономарёва Н.Н. Россия в международных транспортных коридорах / Сб. ста-тей Всероссийской научно-практической Интернет-конференции «Географическая наука и образование: современные проблемы и перспективы развития» (1-25 апреля 2012 г.); под науч. ред. П.В. Лепина. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 012 (0,5 п.л.) (науч-ная статья).
6) Пацала С.В. Россия на мировом рынке инноваций / Сб. статей Всероссийской научно-практической Интернет-конференции «Географическая наука и образование: современные проблемы и перспективы развития» (1-25 апреля 2012 г.); под науч. ред. П.В. Лепина. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 012 (0,5 п.л.) (научная статья).
7) Востриков Н.И. (в соавт.) Эволюционные инновации в развитии рынка продо-вольствия // Материалы III Международной научно-практической конференции «Эко-номические проблемы модернизации и инновационного развития агропромыш-лен-ного производства и сельских территорий», 28-29 июня 2012 г.: в 2 ч. – Омск: Изд-во ФГБОУ ВПО ОмГАУ им. П.А. Столыпина, 2012. – 4.1. – С. 92-96. (0,25 п.л.) (научная статья).
8) Востриков Н.И. (в соавт.) Тенденции и перспективы развития розничной тор-говли в республике Алтай / Материалы Международной научно-практической конфе-ренции «Процессы модернизации в экономике и управлении: методы, модели, инс-трументы», 26-27 апреля 2012 г., г. Новосибирск; отв. ред. Э.А. Новосёлова. – Ново-сибирск: СибУПК, 2012 (0,25 п.л.).
9) Зиновьева Н.В. (соиск.) Формирование социокультурных компетенций в школьном курсе «География России» / Сб. статей Всероссийской научно-практической Интернет-конференции «Географическая наука и образование: совре-менные проблемы и перспективы развития» (1-25 апреля 2012 г.); под науч. ред. П.В. Лепина. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012 (0,28 п.л.) (научная статья)

2013 год
1) Пацала С.В. Слайд-лекции для студентов по курсам «Регионоведение» и «Эко-номическая и социальная география России» [Электронное учебное издание]. – ФГУП НТЦ «Информрегистр» от 14 марта 2013 г., №0321300019.
2) Пацала С.В. АСТ-тесты по курсам «Регионоведение» и «Экономическая и со-циальная география России» [Электронное учебное издание]. – ФГУП НТЦ «Ин-формрегистр» от 14 марта 2013 г., №0321300015.
3) Географическая наука и образование: современн6ые проблемы и перспективы развития: Материалы II Всероссийской научно-практической интернет-конференции (г.Новосибирск, 1-25 апреля 2013 г.). – Новосибирск: НГПУ, 2013. – 252 с. (Ред. кол-легия: Пономарева Н.Н., Нечепуренко Г.Я., Ионова Н.В., Северина Ю.В. и др.
4) Востриков Н.И. (в соавторстве). Развитие сетевой продовольственной торговли в Республике Алтай // Географическая наука и образование: современн6ые проб-лемы и перспективы развития: Материалы II Всероссийской научно-практической интернет-конференции (г.Новосибирск, 1-25 апреля 2013 г.). – Новосибирск: НГПУ, 2013. – С. 11-17. (0,4 п.л.)
5) Ионова Н.В. Оценка инвестиционной привлекательности регионов Сибири // Географическая наука и образование: современн6ые проблемы и перспективы разви-тия: Материалы II Всероссийской научно-практической интернет-конференции (г.Но-восибирск, 1-25 апреля 2013 г.). – Новосибирск: НГПУ, 2013. – С. 17-26. (0,56 п.л.).
6) Пацала С.В. Пространственная структура экономики современной России // Географическая наука и образование: современн6ые проблемы и перспективы разви-тия: Материалы II Всероссийской научно-практической интернет-конференции (г.Но-восибирск, 1-25 апреля 2013 г.). – Новосибирск: НГПУ, 2013. – С. 41-52. (0,72 п.л.).
7) Родько Г.А. К вопросу об исследовании территориальной организации систе-мы образования в России // Географическая наука и образование: современн6ые про-блемы и перспективы развития: Материалы II Всероссийской научно-практической интернет-конференции (г.Новосибирск, 1-25 апреля 2013 г.). – Новосибирск: НГПУ, 2013. – С. 52-57 (0,3 п.л.)

2014 год
1) Пономарева Н.Н. Транссиб как ведущий международный транспортный кори-дор на территории России // Социально-экономическая география: теория, методоло-гия и практика преподавания: Материалы Международной научно-практической кон-ференции / под ред. А.А. Лобжанидзе. – М.: Экон-информ, 2014. (0,3 п.л.) (с. 118-122)
2) Беляева М.В. География в глобализирующемся мире и современные исследо-вания проблемы формирования национальной идентичности // Социально-экономи-ческая география: теория, методология и практика преподавания: Материалы Между-народной научно-практической конференции / под ред. А.А. Лобжанидзе. – М.: Эко-нинформ, 2014. (0,3 п.л.) (с. 170-175)
3) Родько Г.А. Территориальная организация системы образования в России // Социально-экономическая география: теория, методология и практика преподавания: Материалы Международной научно-практической конференции / под ред. А.А. Лоб-жанидзе. – М.: Экон-информ, 2014. – С. 289-292 (0,2 п.л.)
4) Пономарева Н.Н. Северный морской путь России как перспективный междуна-родный транспортный коридор // Материалы III Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Географическая наука и образование: современные пробле-мы и перспективы развития» (1-25 апреля 2014 г., г. Новосибирск). – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – С. 66-75.
5) Ионова Н.В. Малое предпринимательство в Сибирском федеральном округе // Материалы III Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Геогра-фическая наука и образование: современные проблемы и перспективы развития» (1-25 апреля 2014 г., г. Новосибирск). – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – С. 81-92.
6) Пацала С.В. География мировой станкостроительной индустрии в начале XXI века // Материалы III Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Географическая наука и образование: современные проблемы и перспективы разви-тия» (1-25 апреля 2014 г., г. Новосибирск). – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – С. 81-92.
7) Шмакова Г.В. Музей как центр досуговой деятельности // Материалы III Все-российской научно-практической интернет-конференции «Географическая наука и образование: современные проблемы и перспективы развития» (1-25 апреля 2014 г., г. Новосибирск). – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – С. 130-135.
8) Нечепуренко Г.Я. Оценка качества методической подготовки студентов-географов педуниверситета // Материалы III Всероссийской научно-практической ин-тернет-конференции «Географическая наука и образование: современные проблемы и перспективы развития» (1-25 апреля 2014 г., г. Новосибирск). – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – С. 148-156.
9) Беляева М.В. Проблема воспитания национального самосознания учащихся в трудах отечественных ученых-географов // Материалы III Всероссийской научно-практической интернет-конференции «Географическая наука и образование: совре-менные проблемы и перспективы развития» (1-25 апреля 2014 г., г. Новосибирск). – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – С. 156-173.
10) Пономарева Н.Н. Транссиб как ведущий евроазиатский международный транспортный коридор на территории России // Вестник Новосибирского государ-ственного педагогического университета [Электронный журнал]. – 2014. – №4.  С. 57-65.
11) Ионова Н.В. Малое предпринимательство в Сибирском федеральном округе: современное состояние и тенденции развития // Вестник Новосибирского государ-ственного педагогического университета [Электронный журнал]. – 2014. – №5.  С. 84-98.
12) Нечепуренко Г.Я. Реализация компетентностного подхода в методической подготовке студентов-географов педагогического университета // Вестник Новоси-бирского государственного педагогического университета [Электронный журнал]. – 2014. – №6.  С. 22-33.
13) Беляева М.В. Проблема воспитания национального самосознания учащихся в трудах отечественных ученых конца XVIII – начала ХХ вв. // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета [Электронный журнал]. – 2014. – №6.  С. 91-101.
14) Пацала С.В. Россия в геостратегическом пространстве современного мира // Международный научный институт «EDUCATIO»: Ежемесячный научный журнал / гл. ред. Б.М. Вершинин. – Ч.7. – 2014.  №3. – С. 43-49.
15) Лапин К.А. Южно-Кузбасская агломерация: история и перспективы развития / Географическая наука и образование: современные проблемы и перспективы: мате-риалы III Всероссийской научно-практической интернет-конференции (1-25 апреля 2014 г.). – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014. – С. 44-49.

Преподавателями кафедры изданы:

Образовательные программы магистратуры ФГБОУ ВПО «НГПУ»: учеб.-метод. комплекс. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. Ч. 2. Сетевая программа «Географиче-ское образование 050100 Педагогическое образование / под общ. ред. Ю.В. Севери-ной; Мин-во образования и науки РФ; Новосиб. гос. пед. ун-т. – 315 с.
Образовательные программы магистратуры ФГБОУ ВПО «НГПУ»: учеб.-метод. комплекс. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. Ч. 3. Сетевая программа «Образова-тельный туризм 050100 Педагогическое образование / под общ. ред. Н.В. Гуляевой, Ю.В. Севериной; Мин-во образования и науки РФ; Новосиб. гос. пед. ун-т. – 276 с.

Участие преподавателей кафедры в конференциях:
1) Международная научно-практическая конференция «Социально-экономическая гео-графия: теория, методология и практика преподавания» (к 90-летию со дня рождения В.П. Максаковского, 29-30 мая 2014 г.) (Пономарёва Н.Н.).
2) Международная заочная научно-практическая конференция «Наука и образование в XXI веке» (30 декабря 2013 г.) (Пономарёва Н.Н.).

Участие преподавателей кафедры в конкурсах:
1) Пацала С.В. Создание учебных программ и УМК по дисциплинам «Экономи-ческая география» и «Россия в мировом геоэкономическом пространстве» / Государ-ственный контракт №05.043.12.0012 от 16.05.2014 по проекту «Разработка и апроба-ция новых модулей основной образовательной программы бакалавриата по укруп-ненной группе специальностей «Образование и педагогика (направление подготовки – экономика), предполагающих академическую мобильность студентов вузов в услови-ях сетевого взаимодействия» в рамках Федеральной целевой программы развития об-разования на 2011-2015 годы.

Всего по проблеме НИЛ опубликовано 105 научных и научно-методических работ преподавателей и аспирантов и 100 научных статей и тезисов студентов.