Научно-образовательный центр «Языковые коммуникации в меняющемся мире»

Место расположения: Новосибирск, ул. Вилюйская, 28, корпус 3 (Институт филологии, массовой информации и психологии), ауд. 210.

Телефон: 8(383)2441072

Электронная почта: bulyginalena2010@mail.ru 

Руководители НОЦ – Т.А. Трипольская – д-р филол. наук, профессор, Е.Ю. Булыгина, к. филол. н., проф. 

Научно-образовательный центр «Языковые коммуникации в меняющемся мире» создан в июне 2012 г. (Приказ № 373-УМФ от 22 июня 2012 г.), является структурным подразделением Института филологии, массовой информации и психологии ФГБОУ ВО «НГПУ» (ИФМИП) и осуществляет свою деятельность на материально-технической базе ИФМИП при поддержке Программы стратегического развития ФГБОУ ВО «НГПУ» на 2012-2016 гг. и кадровой базе кафедры современного русского языка ИФМИП. Для осуществления деятельности Научно-образовательного центра «Языковые коммуникации в меняющемся мире» по отдельным направлениям создаются временные рабочие коллективы. 

Основной целью деятельности Научно-образовательного центра «Языковые коммуникации в меняющемся мире» является объединение и координация усилий подразделений ИФМИП по проведению научных исследований, образовательной и инновационной деятельности в области филологии, теории коммуникации и прикладной лингвистики.

 Основными задачами Научно-образовательного центра «Языковые коммуникации в меняющемся мире» являются:

  • проведение научно-исследовательской и научно-методической работы в области общего и профессионального филологического образования, методологии филологической науки, теории коммуникации и прикладной лингвистики;
  • обеспечение условий для интеграции образования и науки, передача научных филологических разработок в учебный процесс;
  • развитие научной школы «Интерпретационный потенциал языковой системы и творческая активность говорящего» путем привлечения к научно-исследовательской работе под руководством ведущих специалистов НОЦ аспирантов, магистрантов и студентов ИФМИП и иных заинтересованных лиц;
  • обсуждение результатов научных исследований сотрудников Научно-образовательного центра, внешнее рецензирование публикаций, авторефератов диссертаций по филологической в рамках научно-методических семинаров и круглых столов;
  • редакционно-издательская работа с целью публикации научных и научно-методических трудов, отражающих результаты научных исследований сотрудников Научно-образовательного центра «Языковые коммуникации в меняющемся мире» (в том числе научных монографий, статей, сборников научных статей, учебников, учебных и учебно-методических пособий, учебных программ, хрестоматий и практикумов) по проблем филологической науки, теории коммуникации и прикладной лингвистики;
  • организация и проведение научных конференций по профилю деятельности НОЦ;
  • установление контактов и развитие сотруд­ничества с ведущими специалистами, научно-исследовательскими и педагоги­ческими коллективами г. Новосибирска, Новосибирской области, других регионов Российской Федерации по комплексным проблемам гуманитарного образования;
  • расширение международного сотрудничества с зарубежными научными и учебными учреждениями (вузами, научными фондами, ассоциациями, обществами и т.д.) с целью интеграции в мировую научно-образовательную систему и проведения научных исследований совместно с зарубежными партнерами на взаимовыгодных условиях;

Отчет 2012-2014 год

Основные результаты научно-исследовательской деятельности НОЦ:

  • Исследование интерпретационного потенциала языковой системы и языковой активности говорящего; сопоставительные русско-итальянские исследования (Т.А.Трипольская, Е.Г.Басалаева, Е.Ю.Булыгина, А.Г. Девяткина, Я. Кузнецова, М.А.Лаппо, И.П.Матханова, В.Мусси, О.А. Новосёлова, Н.П.Перфильева, О.А.Ружа, И.И.Саженин, Т.И.Стексова, Л.Н.Храмцова, М.В.Шпильман).

  • В рамках данного направления осуществляется тесное сотрудничество с ведущими российскими и зарубежными вузами и научными организациями: Институтом лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург), филологическим факультетом РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург), лингвистическим центром Миланского католического университета, Университетом Хельсинки (Финляндия). В 2012-2015 г. проходили стажировки студентов и преподавателей ИФМИП, специализирующихся по данному направлению, в университетах Италии (Милан, Перуджа).

  • Результаты проведенных исследований были апробированы на Филологических чтениях (2012 – 2015), проведённых в ИФМИП ФГБОУ ВПО «НГПУ», а также на международных конференциях, проводившихся в вузах России, Италии, Тайваня, Украины, Польши и Китая.

  • В рамках развития данного направления исследований в ИФМИП ФГБОУ ВПО «НГПУ» в 2013 ­– 2015 гг. были прочитаны циклы лекций для магистрантов и аспирантов приглашенными специалистами: проф. университета Хельсинки М. Копотевым, проф. РГПУ им. А.И. Герцена М.Я Дымарским, проф. кафедры русского языка Московского педагогического государственного университета Г.М. Кустовой, проф. СПбГУ М.Д. Воейковой, професорами. Миланского католического университета Святого Сердца А.Бонолой и М.Калузио. Финансирование приглашения российских и зарубежных специалистов осуществлялось за счет средств Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «НГПУ».

  • Результаты научных исследований внедрены в учебный процесс: разработаны авторские курсы для магистрантов и аспирантов; лицензировано через Министерство образования НСО 10 программ ДПО для учителей-словесников; проведено повышение квалификации преподавателей высшей школы «Функциональные аспекты лингвистики и инновационные технологии в образовательном процессе: типы восприятия и их языковое воплощение».

Направления деятельности  НОЦ "Языковые коммуникации в меняющемся мире" в 2015 году.

1. Организация и проведение 16-х Филологических чтений «Проблемы интерпретационной лингвистики: семантические и прагматические аспекты изучения слова, высказывания и текста», Международная конференция, 15-16 октября 2015  (66 докладчиков, 27 докторов наук, 14 иностранных участников) (программа прилагается).

2. Проведение Круглого стола «Исследование конфликтного текста: оскорбление, диффамация и провокация в публичной коммуникации региона», 18 октября 2015 (67 участников). Организаторами и ведущими являются ведущие лингвисты-эксперты Новосибирского, Уральского и Северо-западного регионов России (проф. В.А. Ефремов, Доц. М.А. Лаппо, проф. А.М. Плотникова). В дискуссии приняли участие лингвисты, журналисты, эксперты  и студенты отделения «Журналистика» НГПУ.

3. Организация и проведение Круглого стола для учителей-славистов «Современная лингвистическая наука и проблемы преподавания русского языка в школе», 18 октября 2015.  Основная тема – проблемы в подготовке учеников к сочинению (26 участников).

4. Организация и проведение мастер-класса «»Проблемы преподавания иностранного языка в филологической аудитории» (около 35 участников), 18 октября 2015. Фрагменты занятий проводят кфн, доц. Вероника Мусси и кфн, доц. Е.И. Баранчеева.

5. Организация и проведение семинара с  итальянскими коллегами из Миланского Католического университета (декан факультета иностранных языков проф.  Джованни Гоббер,  проф. А. Бонола, проф. М. Калузио), посвященного обсуждению учебных планов для магистрантов (сетевая форма обучения, двойной диплом). В результате работы семинара выработана общая концепция взаимодействия и уточнены дисциплины, которыми университеты будут «обмениваться» в ходе обучения магистрантов по программе двойных дипломов.

6. В рамках НОЦ написаны и получены три гранта:  РГНФ (проект 15-04-00122а и проект 15-14-54001) и грант Института итальянской культуры при посольстве Италии в Москве.

7. Продолжается совместная работа с Синьцзянским государственным университетом  (включенное обучение на направлении «Филология» 10 бакалавров 3-го курса Синьцзянского государственного университета; практика по РКИ студентов-специалистов НГПУ в Синьцзянском государственном университете, стажировка 4-х преподавателей-русистов и 3-х магистрантов из Синьцзянского государственного университета на кафедре современного русского языка ИФМИП; практика 3-х студентов НГПУ по РКИ); с  Синьцзянским государственным педагогическим университетом (включенное обучение на направлении «Филология» 10 бакалавров 3-го курса Синьцзянского государственного педагогического университета, стажировка 1 преподавателя-русиста Синьцзянского государственного педагогического университета).

8. Работа центра тестирования иностранных граждан (прием экзамена по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации; экзамена по русскому языку для получения гражданства РФ; по русскому языку на владение сертификационным уровнем). По данным на октябрь 2015 года тестирование прошли 633 человека.

Сотрудники Научно-образовательного центра «Языковые коммуникации в меняющемся мире»: 

  • Булыгина Елена Юрьевна - к. филол.н., профессор

  • Трипольская Татьяна Александровна – д. филол.н., профессор

  • Матханова Ирина Петровна – д. филол.н., профессор

  • Перфильева Наталья Петровна – д. филол.н., профессор

  • Стексова Татьяна Ивановна – д. филол.н., профессор

  • Лаппо Марина Александровна – к.филол.н., доцент, докторант

  • Храмцова Людмила Николаевна. – к.филол.н., доцент

  • Новосёлова Ольга Аркадьевна – к.филол.н., доцент

  • Ружа Ольга Александровна – к.филол.н., доцент

  • Шпильман Марина Владимировна – к.филол.н., доцент

  • Басалаева Елена Геннадьевна – к.филол.н., доцент

  • Саженин Игорь Игоревич – к.филол.н., доцент

  • Мусси Вероника – к.филол.н., доцент

  • Девяткина (Василенко) Анастасия Геннадьевна – аспирантка. 

 Результаты научных исследований сотрудников НОЦ в 2015 году опубликованы в ведущих научных изданиях

Статьи в журналах, индексируемых Sсopus:

1) Булыгина Е.Ю., Трипольская Т.А. Динамические процессы в содержании эмоциональных концептов «зависть» и «ревность» в славянских и романо-германских языках // Русин. 2015. № 3. С. 191-209.

Статьи в изданиях, включенных в перечень ВАК:

1) Трипольская Т.А. Языковая личность К.И. Чуковского: моделирование эмоционально-оценочной картины мира // Вопросы психолингвистики, 2015, 3(25). С.205-217;

2) Булыгина Е.Ю., Трипольская Т.А. Деидеологизация словарного описания религиозного слова в русской лексикографической традиции // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2015. Т. 14. № 2. С. 61-67.

3) Басалаева Е.Г. Одорическое пространство в художественном тексте: гендерный аспект // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2015. Т. 14. № 2. С. 124-130.

4) Басалаева Е.Г., Шпильман М.В. Многоточие как объект языковой рефлексии в интернет-дискурсе // Сибирский филологический журнал. 2015. № 3. С. 248-255.

5) Матханова И.П. Высказывания со словом получается, предпосылки и условия вводного употребления // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2015. № 3. С. 33-47.

6) Лаппо М.А. Типология мемуарно-автобиографических изданий: динамические аспекты // Библиосфера. 2015. № 2. С. 47-52.

7) Лаппо М.А. К.И. Чуковский как носитель элитарной речевой культуры // Русская речь. 2015. № 2. С. 80-85.

Статьи в журналах, индексируемых РИНЦ: 

1) Булыгина Е.Ю., Трипольская Т.А. Интерпретационный потенциал прагматически маркированного слова: взаимодействие идеологического и оценочного компонентов // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. No.5. С.8-22.

2) Трипольская Т.А., Булыгина Е.Ю. Когнитивные аспекты изучения речевого жанра доноса // Речевые жанры современного общения: Тезисы докладов международной конференции. Москва, 2015. С. 145-148.

3) Перфильева Н.П. Лакуны в лексикографическом описании слов тематической группы «Пунктуация» // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 2 (24). С. 76-84.

4) Лаппо М.А. Понимание конфликтогенного текста и общечеловеческие ценности/антиценности // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. 2015. № 13. С. 225-235.

5) Мусси В. Лексикографирование переносного значения в русско-итальянских и итальянско-русских двуязычных словарях (на материале энтомологической лексики) // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 2 (24). С. 66-75.

6) Саженин И.И. К вопросу о построении базы данных прагматически маркированной лексики. Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. No.5. С. 114-121.

7) Козлов А.Е., Саженин И.И. Провокативный дискурс как объект лингвистического анализа // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. No.5. С. 142-155.

8) Басалаева Е.Г. Аксиологическая антиномия в одоративной микросистеме русского языка (на материале парфюмерного дискурса) // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. No.5. С. 92-102

9) Храмцова Л.Н. Коммуникативная ситуация скандала: семантика достоверности // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. No.5. С. 79-91.

10) Храмцова Л.Н. Семантико-прагматический потенциал лексемы позитивный в современном русском языке // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 2 (24). С. 103-116.